• Original research article
  • November 10, 2023
  • Open access

Resource potential of psychological and pedagogical support in ensuring education personalization for children of early and preschool age with disabilities

Abstract

The paper aims to determine the resource field of psychological and pedagogical support for children of early and preschool age with disabilities in the context of education personalization. The work deals with modern interpretations of the notion of psychological and pedagogical support. Ensuring education personalization for children of this category by means of psychological and pedagogical support is considered as a relevant socio-cultural pattern. The authors shed light on the essence of psychological and pedagogical support for children of early and preschool age with disabilities, identify and characterize the components of its resource field in the context of education personalization for children with disabilities. The scientific novelty of the study lies in presenting the pedagogical potential of the resource field of psychological and pedagogical support that ensures education personalization for children of early and preschool age with disabilities on the basis of the identified components of the resource field. As a result of the study, the essence of psychological and pedagogical support for children of early and preschool age with disabilities in the context of education personalization is clarified, it is shown that the competent use of psychological and pedagogical support resources in ensuring education personalization will contribute to the maximum possible normalization of the psychophysical and personal development of children of this category, the formation and self-realization of their personal and compensatory potential.

References

  1. Абрамова Н. А., Афанасьева В. Т. Организация диагностической работы с детьми раннего возраста с ОВЗ в службе ранней помощи // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-3.
  2. Айвазян Е. Б. Культурно-исторический подход к исследованию психического развития слепых детей раннего возраста: дисс. … д. психол. н. М., 2023.
  3. Александровская Э. М., Кокуркина Н. И., Куренкова Н. В. Психологическое сопровождение. М.: Академия, 2002.
  4. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. Изд-е 3-е, испр. М.: Смысл; Академия, 2015.
  5. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 2001.
  6. Борисов Е. Ф. Основы экономики. М.: Юристъ, 2011.
  7. Газман О. С. Педагогическая поддержка ребёнка в образовании // Директор школы. 2011. № 3.
  8. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии // Альманах Института коррекционной педагогики. 2000. № 1.
  9. Дружинина Л. А., Осипова Л. Б. Психолого-педагогическое изучение развития ребёнка дошкольного возраста с глубокими нарушениями зрения: учеб.-метод. пособие. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2022.
  10. Дружинина Л. А., Осипова Л. Б., Степанова Н. Ю., Коробинцева М. С. Теоретические аспекты персонализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 8. https://doi.org/10.30853/ped20230129
  11. Дружинина Л. А., Осипова Л. Б., Цилицкий В. С., Лапшина Л. М., Коробинцева М. С. Профессиональная готовность специалистов образования к реализации индивидуализации психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Перспективы науки и образования. 2022. № 6 (60). https://doi.org/10.32744/pse.2022.6.16
  12. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: науч.-метод. пособие. СПб.: КАРО, 2008.
  13. Ермаков Д. С., Кириллов П. Н., Корякина Н. И., Янкевич С. А. Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы / под ред. Е. И. Казаковой. М., 2020.
  14. Жигорева М. В. Психолого-педагогическое изучение развития детей с комплексными нарушениями: монография. М.: Редакционно-издательский центр, 2009.
  15. Казакова Е. И. Процесс психолого-педагогического сопровождения // На путях к новой школе. 2009. № 1.
  16. Колесников А. К. Качество ресурсного обеспечения образовательной программы // Высшее образование в России. 2012. № 1.
  17. Конобеев А. В., Юхимук Я. А., Войцеховская В. Д., Шчекич М. Персонализация как подход к обучению // Дискурс профессиональной коммуникации. 2020. № 2-3. https://doi.org/10.24833/2687-0126-2020-2-3-118-138
  18. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / под общ. ред. Н. Н. Малофеева. М., 2019.
  19. Лазуренко С. Б., Соловьева Т. А., Павлова Н. Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста: от удовлетворения особых образовательных потребностей к социальной интеграции // Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании: мат. междунар. науч.-практ. конф. М.: Российская академия образования, 2022.
  20. Левченко И. Ю., Абкович А. Я. Особенности комплексного обследования детей с двигательными нарушениями в условиях психолого-медико-педагогической комиссии // Современное педагогическое образование. 2019. № 1.
  21. Медведева Е. А., Югова О. В. Особенности ресурсных возможностей семьи, воспитывающей ребёнка с нарушениями в развитии // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-1.
  22. Мироненкова Н. Н., Сусименко Е. В. Персонализация как условие актуализации субъектной позиции при обучении иностранному языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 2 (35). https://doi.org/10.26140/anip-2021-1002-0050
  23. Осипова Л. Б. Условия развития осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности: монография. Челябинск: Цицеро, 2011.
  24. Осипова Л. Б., Дружинина Л. А., Степанова Н. Ю., Васильева В. С. Формирование коммуникативных умений у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья как основа их глобальной компетентности // Обзор педагогических исследований. 2022. Т. 4. № 6.
  25. Отева Н. И., Малярчук Н. Н., Криницына Г. М., Пащенко Е. В. Проблемы и ресурсы семей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии // Вестник Минского университета. 2019. Т. 7. № 2.
  26. Пернай Н. В. Проблемы образовательного менеджмента. Три трактата. М.: Интеллект-Центр, 2004.
  27. Савина Н. В. Методологические основы персонализации образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т. 14. № 4. https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2020.14.4.10
  28. Стехов А. В. Персонализация как подход к развитию личности в обучении // Персонализированное образование. 2022. № 3.
  29. Сушкова И. В., Красова Т. Д., Чуйкова Ж. В., Емельянова И. Д. Опасности для детей в современном мире: опрос педагогов и родителей // Перспективы науки и образования. 2023. № 2 (62). https://doi.org/10.32744/pse.2023.2.2
  30. Тимонин А. И. Теоретические подходы к обоснованию понятий «потенциал» и «ресурс» в педагогике // Экономика образования. 2008. № 4.
  31. Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017.
  32. Чекунова Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве школы // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 6.
  33. Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галямова Ю. С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2005.
  34. Югова О. В. Ресурсные возможности семьи ребёнка с нарушениями развития как предмет изучения в практике психолого-педагогического консультирования // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 2 (66). https://doi.org/10.15293/1812-9463.2202.10
  35. Bates S. Personalised Learning: Implications for Curricula, Staff and Students [видео]. 2021. https://www.youtube.com/watch?v=wFetEo5qCqc
  36. Boldt L. J., Goffin K. C., Kochanska G. The Significance of Early Parent-Child Attachment for Emerging Regulation: A Longitudinal Investigation of Processes and Mechanisms from Toddler Age to Preadolescence // Developmental Psychology. 2020. Vol. 56. No. 3. https://doi.org/10.1037/dev0000862
  37. Fernandes P. R. D. S., Lopes M. C. D. S., Jardim J. The Soft Skills of Special Education Teachers: Evidence from the Literature // Education Sciences. 2021. Vol. 11 (125). https://doi.org/10.3390/educsci11030125
  38. Galasyuk I. N., Shinina T. V., Shvedovskaya A. A., Morozova I. G., Efremova E. V., Nguyen T. H., Nguyen T. L.Interaction between Significant Adult and Toddler in Russia and Vietnam // Psychological Science and Education. 2019. Vol. 24. No. 6. https://doi.org/10.17759/pse.2019240605
  39. Kambouri M., Wilson T., Pieridou M., Quinn S. F., Liu J. Making Partnerships Work: Proposing a Model to Support Parent-Practitioner Partnerships in the Early Years // Early Childhood Education Journal. 2022. Vol. 50 (4). https://doi.org/10.1007/s10643-021-01181-6

Author information

Larisa Borisovna Osipova

PhD

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Liliya Alexandrovna Druzhinina

PhD

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Lyubov Mikhailovna Lapshina

PhD

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Maria Sergeevna Korobintseva

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

About this article

Publication history

  • Received: September 22, 2023.
  • Published: November 10, 2023.

Keywords

  • образовательные ресурсы
  • персонализация образования
  • дети с ограниченными возможностями здоровья
  • ресурсное поле психолого-педагогического сопровождения
  • психолого-педагогическое сопровождение
  • educational resources
  • education personalization
  • children with disabilities
  • resource field of psychological and pedagogical support
  • psychological and pedagogical support

Copyright

© 2023 The Author(s)
© 2023 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)