Ресурсные возможности психолого-педагогического сопровождения в обеспечении персонализации образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация
Цель настоящей статьи – определение ресурсного поля психолого-педагогического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в контексте персонализации образования. В статье осмысляются современные трактования понятия психолого-педагогического сопровождения. Обеспечение персонализации образования детей данной категории средствами психолого-педагогического сопровождения рассматривается как актуальная социокультурная закономерность. Авторы раскрывают сущность психолого-педагогического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, определяют и характеризуют компоненты его ресурсного поля в контексте персонализации образования детей с ОВЗ. Научная новизна исследования заключается в том, что на основе выделенных компонентов ресурсного поля психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающего персонализацию образования детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, представлен его педагогический потенциал. В результате исследования уточнена сущность психолого-педагогического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ в контексте персонализации образования, показано, что грамотное использование ресурсов психолого-педагогического сопровождения в обеспечении персонализации образования будет способствовать максимально возможной нормализации психофизического и личностного развития детей данной категории, становлению и самореализации их личностного и компенсаторного потенциала.
Источники
- Абрамова Н. А., Афанасьева В. Т. Организация диагностической работы с детьми раннего возраста с ОВЗ в службе ранней помощи // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-3.
- Айвазян Е. Б. Культурно-исторический подход к исследованию психического развития слепых детей раннего возраста: дисс. … д. психол. н. М., 2023.
- Александровская Э. М., Кокуркина Н. И., Куренкова Н. В. Психологическое сопровождение. М.: Академия, 2002.
- Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. Изд-е 3-е, испр. М.: Смысл; Академия, 2015.
- Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 2001.
- Борисов Е. Ф. Основы экономики. М.: Юристъ, 2011.
- Газман О. С. Педагогическая поддержка ребёнка в образовании // Директор школы. 2011. № 3.
- Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии // Альманах Института коррекционной педагогики. 2000. № 1.
- Дружинина Л. А., Осипова Л. Б. Психолого-педагогическое изучение развития ребёнка дошкольного возраста с глубокими нарушениями зрения: учеб.-метод. пособие. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2022.
- Дружинина Л. А., Осипова Л. Б., Степанова Н. Ю., Коробинцева М. С. Теоретические аспекты персонализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 8. https://doi.org/10.30853/ped20230129
- Дружинина Л. А., Осипова Л. Б., Цилицкий В. С., Лапшина Л. М., Коробинцева М. С. Профессиональная готовность специалистов образования к реализации индивидуализации психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Перспективы науки и образования. 2022. № 6 (60). https://doi.org/10.32744/pse.2022.6.16
- Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: науч.-метод. пособие. СПб.: КАРО, 2008.
- Ермаков Д. С., Кириллов П. Н., Корякина Н. И., Янкевич С. А. Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы / под ред. Е. И. Казаковой. М., 2020.
- Жигорева М. В. Психолого-педагогическое изучение развития детей с комплексными нарушениями: монография. М.: Редакционно-издательский центр, 2009.
- Казакова Е. И. Процесс психолого-педагогического сопровождения // На путях к новой школе. 2009. № 1.
- Колесников А. К. Качество ресурсного обеспечения образовательной программы // Высшее образование в России. 2012. № 1.
- Конобеев А. В., Юхимук Я. А., Войцеховская В. Д., Шчекич М. Персонализация как подход к обучению // Дискурс профессиональной коммуникации. 2020. № 2-3. https://doi.org/10.24833/2687-0126-2020-2-3-118-138
- Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / под общ. ред. Н. Н. Малофеева. М., 2019.
- Лазуренко С. Б., Соловьева Т. А., Павлова Н. Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста: от удовлетворения особых образовательных потребностей к социальной интеграции // Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании: мат. междунар. науч.-практ. конф. М.: Российская академия образования, 2022.
- Левченко И. Ю., Абкович А. Я. Особенности комплексного обследования детей с двигательными нарушениями в условиях психолого-медико-педагогической комиссии // Современное педагогическое образование. 2019. № 1.
- Медведева Е. А., Югова О. В. Особенности ресурсных возможностей семьи, воспитывающей ребёнка с нарушениями в развитии // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-1.
- Мироненкова Н. Н., Сусименко Е. В. Персонализация как условие актуализации субъектной позиции при обучении иностранному языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 2 (35). https://doi.org/10.26140/anip-2021-1002-0050
- Осипова Л. Б. Условия развития осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности: монография. Челябинск: Цицеро, 2011.
- Осипова Л. Б., Дружинина Л. А., Степанова Н. Ю., Васильева В. С. Формирование коммуникативных умений у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья как основа их глобальной компетентности // Обзор педагогических исследований. 2022. Т. 4. № 6.
- Отева Н. И., Малярчук Н. Н., Криницына Г. М., Пащенко Е. В. Проблемы и ресурсы семей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии // Вестник Минского университета. 2019. Т. 7. № 2.
- Пернай Н. В. Проблемы образовательного менеджмента. Три трактата. М.: Интеллект-Центр, 2004.
- Савина Н. В. Методологические основы персонализации образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т. 14. № 4. https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2020.14.4.10
- Стехов А. В. Персонализация как подход к развитию личности в обучении // Персонализированное образование. 2022. № 3.
- Сушкова И. В., Красова Т. Д., Чуйкова Ж. В., Емельянова И. Д. Опасности для детей в современном мире: опрос педагогов и родителей // Перспективы науки и образования. 2023. № 2 (62). https://doi.org/10.32744/pse.2023.2.2
- Тимонин А. И. Теоретические подходы к обоснованию понятий «потенциал» и «ресурс» в педагогике // Экономика образования. 2008. № 4.
- Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017.
- Чекунова Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве школы // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 6.
- Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галямова Ю. С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2005.
- Югова О. В. Ресурсные возможности семьи ребёнка с нарушениями развития как предмет изучения в практике психолого-педагогического консультирования // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 2 (66). https://doi.org/10.15293/1812-9463.2202.10
- Bates S. Personalised Learning: Implications for Curricula, Staff and Students [видео]. 2021. https://www.youtube.com/watch?v=wFetEo5qCqc
- Boldt L. J., Goffin K. C., Kochanska G. The Significance of Early Parent-Child Attachment for Emerging Regulation: A Longitudinal Investigation of Processes and Mechanisms from Toddler Age to Preadolescence // Developmental Psychology. 2020. Vol. 56. No. 3. https://doi.org/10.1037/dev0000862
- Fernandes P. R. D. S., Lopes M. C. D. S., Jardim J. The Soft Skills of Special Education Teachers: Evidence from the Literature // Education Sciences. 2021. Vol. 11 (125). https://doi.org/10.3390/educsci11030125
- Galasyuk I. N., Shinina T. V., Shvedovskaya A. A., Morozova I. G., Efremova E. V., Nguyen T. H., Nguyen T. L.Interaction between Significant Adult and Toddler in Russia and Vietnam // Psychological Science and Education. 2019. Vol. 24. No. 6. https://doi.org/10.17759/pse.2019240605
- Kambouri M., Wilson T., Pieridou M., Quinn S. F., Liu J. Making Partnerships Work: Proposing a Model to Support Parent-Practitioner Partnerships in the Early Years // Early Childhood Education Journal. 2022. Vol. 50 (4). https://doi.org/10.1007/s10643-021-01181-6
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 22 сентября 2023.
- Опубликована: 10 ноября 2023.
Ключевые слова
- образовательные ресурсы
- персонализация образования
- дети с ограниченными возможностями здоровья
- ресурсное поле психолого-педагогического сопровождения
- психолого-педагогическое сопровождение
- educational resources
- education personalization
- children with disabilities
- resource field of psychological and pedagogical support
- psychological and pedagogical support
Copyright
© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»