• Original research article
  • November 14, 2023
  • Open access

The process of developing personal and meaningful readiness for working with pupils with disabilities during the introductory practice of future special education teachers

Abstract

The research aims to provide insight into the process of developing personal and meaningful readiness for working with pupils with disabilities during the introductory practice of future special education teachers. The paper characterizes the essence of personal and meaningful readiness for future special education teachers and provides the author’s definition. The significance of developing personal and meaningful readiness for working with pupils with disabilities is proven within the structure of consciousness, personal traits, and activities of future special education teachers. The scientific novelty of the research lies in identifying and justifying the criteria for evaluating the achievement of personal and meaningful readiness by students who will become future special education teachers and the role of the introductory (educational) practice in the development of this readiness. As a result of the research, based on the mechanisms of personal meaning transformation (meaning formation, meaning awareness, and meaning construction according to the works of D. A. Leontiev), the stages, goals, content, methods, and techniques for developing personal and meaningful readiness for working with pupils with disabilities during the students’ introductory practice were identified and formulated.

References

  1. Алехина С. В., Мельник Ю. В., Самсонова Е. В., Шеманов А. Ю. К вопросу оценки инклюзивного процесса в образовательной организации: пилотажное исследование // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 4. https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110410
  2. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики / под ред. И. Б. Ханиной. М.: Смысл, 1999.
  3. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2002.
  4. Богданова Е. В. Модель процесса формирования инклюзивной компетентности студентов в информационно-образовательной среде вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 1.
  5. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5.
  6. Воденникова Л. А. Теоретико-методологическая основа формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов // Специальное образование. 2014. № 2.
  7. Гончарова Е. Л., Никольская О. С., Кукушкина О. И. Дети с особыми образовательными потребностями в системе понятий культурно-исторической психологии // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. № 39.
  8. Емельянова Т. В., Степанько А. А. Модель процесса формирования мотивационной компетенции будущих педагогов инклюзивного образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 1 (22).
  9. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2.
  10. Ивенских И. В., Сорокоумова С. Н., Суворова О. В. Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивной практики // Вестник Минского университета. 2018. № 1 (22).
  11. Инденбаум Е. Л. Инклюзивная компетентность как перспектива современного педагогического образования // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 452.
  12. Кантор В. З., Зарин А. П., Круглова Ю. А., Проект Ю. Л. Педагог инклюзивной образовательной организации: компетентностная модель в контексте вузовских программ профессиональной подготовки // Образование и саморазвитие. 2021. № 3.
  13. Карабанова О. А., Малофеев Н. Н. Стратегия развития образования детей с ОВЗ: по дороге к реализации культурно-исторического подхода // Культурно-историческая психология. 2019. № 4.
  14. Келли А. Дж. Психология личности. СПб.: Речь, 2000.
  15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  16. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.
  17. Леонтьев Д. А. Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт // Мир психологии. 2014. № 1.
  18. Леонтьев Д. А. Человек и жизненный мир: от онтологии к феноменологии // Культурно-историческая психология. 2019. № 1.
  19. Лубовский В. И. Инклюзия – тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями // Специальное образование. 2016. № 4.
  20. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. М.: Просвещение, 2009.
  21. Назарова Н. М. Современное понятие интеграции. Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в обществе: модели в общественном сознании // Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. М., 2010.
  22. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
  23. Попова О. Ю., Щеколдина А. В. Ознакомительная практика как средство формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов // Artium Magister. 2022. № 2.
  24. Сарапулова М. А. Использование произведений художественной литературы и изобразительного искусства о людях с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной подготовки бакалавров специального (дефектологического) образования // Преподаватель XXI век. 2016. № 1.
  25. Сарапулова М. А. Личностно-смысловое отношение будущих специалистов к людям с нарушениями развития // Культурно-историческая психология. 2006. № 3.
  26. Ситникова В. А., Сунгурова О. В. Образовательные технологии, используемые на ознакомительной практике // Электронный научный журнал. 2021. № 1.
  27. Усанова О. Н. Социально-психологический контекст инклюзивного образования // Специальное образование. 2021. № 1.
  28. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам / пер. с англ. М.: Прогресс, 1987.
  29. Хитрюк В. В., Феклистова С. Н., Позняк А. В., Волченков В. С. Подготовка педагогических работников в контексте принципа инклюзии: векторы развития содержания образования // Адукацыя і выхаванне. 2023. № 4 (376).
  30. Шатунова О. В., Минахметова А. З. Готовность российских педагогов к реализации инклюзивного образования // Мир педагогики и психологии. 2019. № 8 (37).
  31. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.

Author information

Mariya Aleksandrovna Sarapulova

PhD

Irkutsk State University

About this article

Publication history

  • Received: September 29, 2023.
  • Published: November 14, 2023.

Keywords

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья
  • особые образовательные потребности
  • студенты – будущие педагоги-дефектологи
  • личностно-смысловая готовность
  • ознакомительная практика
  • pupils with disabilities
  • special educational needs
  • future special education teachers
  • personal and meaningful readiness
  • introductory practice

Copyright

© 2023 The Author(s)
© 2023 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)