• Original research article
  • November 28, 2023
  • Open access

Organizing Russian as a foreign language teaching in schools in Asia, Africa and Latin America on the basis of a Russian online training package as an education export strategy

Abstract

The aim of the research is to substantiate the high relevance of expanding pre-university Russian language education programs abroad to increase the level of Russian higher education export in terms of boosting demand among young people from Asia, Africa and Latin America. The paper examines the current picture of pre-university forms of Russian teaching abroad and determines the most effective form; investigates the existing conditions for the implementation of this form in Asia, Africa and Latin America and identifies the type of Russian methodological support necessary for its scaling. The scientific novelty of the research lies in defining one of the key conditions for the successful expansion of pre-university Russian language teaching programs abroad that consists in the organization of teaching the subject “Russian language” in foreign schools through the implementation of digital methodological support in the form of a Russian online training package to assist countries that do not have long-term experience in the implementation of Russian as a foreign language training programs. As a result of the research, the prospects of promoting the inclusion of the subject “Russian language” in the programs of foreign schools as a second foreign language in Asia, Africa and Latin America have been substantiated, as this form of education contributes to the effective organization of pre-university Russian language learning and the creation of positive ideas about the scientific and technological development of Russia among schoolchildren, forming their motivation and communication competencies for admission and successful study in Russian universities.

References

  1. Артемьева П. А., Черноперов В. Л. Россотрудничество в продвижении русского языка и российской культуры на постсоветском пространстве в 2014-2016 гг.: результаты, проблемы, перспективы // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Вып. 4 (17).
  2. Бондаренко В. В., Полутин С. В., Юдина В. А., Танина М. А., Лескина О. Н. Привлекательность российских вузов среди иностранных студентов в условиях глобальной конкуренции на рынках образовательных услуг // Интеграция образования. 2022. Т. 26. № 1.
  3. Вязовская В. В., Данилевская Т. А., Трубчанинова М. Е. Интернет-ресурсы в обучении русскому языку как иностранному: ожидания vs реальность // Русистика. 2020. Т. 18. № 1.
  4. Гуань Бо. Использование электронного курса в обучении русскому языку начинающих (на примере китайских студентов) // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020. Т. 26. № 2.
  5. Гужеля Д. Ю. Методическое сопровождение преподавания русского языка в странах Латинской Америки: сущность, признаки, основные направления // Здоровье и образование в XXI веке. 2018. Т. 20. № 10.
  6. Гужеля Д. Ю., Куриленко В. Б., Бирюкова Ю. Н., Ахнина К. В., Макарова М. А. Методическая значимость сопровождения преподавания русского языка как иностранного в странах ближнего и дальнего зарубежья: актуальность и социальная значимость // Современное педагогическое образование. 2019. № 9.
  7. Даниелян М. Г., Самуэлян С. Б. Общественные функции русского языка в Армении на современном этапе // Современное педагогическое образование. 2023. № 1.
  8. Егорова М. А., Гриб В. В., Минбалеев А. В. Совершенствование механизмов координации и системного руководства взаимодействием между государственными структурами и образовательными организациями высшего образования в мероприятиях по привлечению иностранных граждан на обучение // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 2 (135).
  9. Золочевская Е. Ю., Сивакова Я. Е. Совершенствование механизма развития экспорта образования в Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 1.
  10. Канунникова А. М., Мога И. С. Повышение международной конкурентоспособности высшего образования России // Вестник евразийской науки. 2022. Т. 14. № 2.
  11. Манукян А. Р. Роль образования в «мягкой силе» современного государства // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 3.
  12. Мартынова М. Ю. Стратагемы экспорта образования в Китай: вызовы и возможности в условиях пандемии и постпандемии // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 2-2.
  13. Марьянчик В. А., Попова Л. В. Русский язык как иностранный в рамках онлайн-образования: подходы и мнения (по материалам научных публикаций за 2021 год) // Педагогическое образование в России. 2022. № 1.
  14. Мордвинцева В. С., Никулина Н. А. Анализ эффективности использования ИКТ в онлайн-обучении русскому языку как иностранному // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. Вып. 8.
  15. Мурунов С. С., Медведев Н. В., Шульц О. Е. Использование интернет-ресурсов для проблематизации обучения иностранным языкам // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 4.
  16. Николаев В. К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2.
  17. Ручкин А. Б. Экспорт российского образования в страны Африки: вызовы и ресурсы развития // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 2.
  18. Рязанцев С. В., Кузнецов Н. Г. Демографический потенциал стран Юго-Восточной Азии в контексте образовательной политики России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22. Вып. 1.
  19. Скобёлкина Н. М., Захарова Е. В., Пулявская А. М. Включение интернет-сервисов в систему обучения иностранных студентов грамматике русского языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 7.
  20. Скоробогатова В. И. Обучение иностранцев в России: от «мягкой силы» к экспорту образования // Образование и право. 2020. № 5.
  21. Танина М. А., Бондаренко В. В., Юдина В. А., Лескина О. Н. Механизмы привлечения международного контингента студентов в российские вузы применительно к университетскому, региональному и федеральному уровням // Вестник университета. 2021. № 8.
  22. Федотова Н. Л., Янь Жуйтини. Смешанное обучение иностранному языку vs аудиторное и онлайн-обучение (по результатам анкетирования китайских студентов) // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 2.
  23. Цвык Г. И. Анализ опыта продвижения русского языка в Китае // Вестник Бурятского государственного университета. 2018. Вып. 2.
  24. Чернышкова Н. В. Особенности отечественных и зарубежных онлайн-курсов с точки зрения преподавателя-пользователя (на материале онлайн-курсов, разработанных во Франции и России) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 7.

Author information

Ekaterina Vladimirovna Rybakova

PhD

Siberian Federal University, Krasnoyarsk

About this article

Publication history

  • Received: October 12, 2023.
  • Published: November 28, 2023.

Keywords

  • экспорт образования
  • академическая мобильность
  • цифровая образовательная платформа
  • цифровизация учебно-методических комплексов
  • школьный предмет «Русский язык» за рубежом
  • онлайн-курс по русскому языку как иностранному
  • education export
  • academic mobility
  • digital educational platform
  • digitalization of training packages
  • school subject “Russian language” abroad
  • online course on Russian as a foreign language

Copyright

© 2023 The Author(s)
© 2023 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)