• Original research article
  • December 11, 2023
  • Open access

Introduction of digital tools in the process of foreign-language linguistic competence development among technical university students (by the example of English language teaching)

Abstract

The paper aims to describe the methodological potential of using the relevant digital tools that are accessible for teachers and technical university students and directed at developing the students’ linguistic competence in the process of foreign language teaching. The paper clarifies the components of technical university students’ linguistic competence, defines the features of smart learning in the process of developing the competence in question. The novelty of the paper lies in elaborating a methodological system for linguistic competence development among future engineers based on the introduction of digital tools into English language teaching. The results of a conducted methodological experiment involving first-year students confirmed the effectiveness of implementing the proposed methodological system in the process of teaching the discipline “Foreign language” at a technical university.

References

  1. Астафурова Т. Н., Козлова О. П., Вишневецкая Н. А. Роль smart-технологий в обучении иностранному языку // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 6 (149).
  2. Васьбиева Д. Г. К вопросу об использовании современных цифровых технологий в обучении иностранному языку в вузе // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023. Т. 13.
  3. Воробьева Н. В. Преимущества внедрения электронных тренажеров в процесс обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 3.
  4. Гимранова Ю. А. Мобильное приложение «Castle Quiz» как средство осуществления литературного образования будущего учителя // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 4 (170).
  5. Гиниятуллина Д. Р. Об организации обратной связи между преподавателем и студентами // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2.
  6. Грищенко Л. П. Методическая система формирования информационной культуры будущих экономистов-менеджеров образования в системе «колледж-вуз» // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 1.
  7. Емельянова О. А. Образовательный потенциал современных информационных технологий в преподавании английского языка студентам // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8. № 2 (29).
  8. Збандут Я. В. Методическая система обучения студентов иностранному языку на основе юмористических текстов // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. № 1-2 (17-18).
  9. Зимина А. С., Фахрутдинова Р. А. Формирование лингвистических компетенций в процессе обучения иностранному языку // Интерактивная наука. 2017. № 2 (12).
  10. Ивашкина Т. А. Проблемы влияния цифровизации общества на высшее лингвистическое образование и образовательный потенциал цифровых технологий в полиязыковой подготовке студентов вузов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86).
  11. Каменева Н. А. Компьютерная лингводидактика в обучении иностранным языкам // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения: мат. X междунар. науч.-практ. конф.: в 2-х ч. М., 2019. Ч. 1.
  12. Кинжемуратова А. Профессионально-ориентированная лингвистическая компетенция // Общество и инновации. 2022. Т. 3. Вып. 8/S. https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol3-iss8/S-pp263-273
  13. Краснощекова Г. А. Лингвистическая компетенция – основа для формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6.
  14. Метелькова Л. А., Хрисанова Е. Г., Фролова Е. В. Использование цифровых инструментов в иноязычной подготовке обучающихся // Казанский педагогический журнал. 2021. № 3.
  15. Мосиенко Л. В. Смарт-технологии в обучении иностранным языкам: цели, принципы, характеристики, классификация // Современное общее образование: проблемы, инновации, перспективы: сб. тр. междунар. науч.-практ. конф. Орел, 2022.
  16. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: ИЭТ, 2013.
  17. Прибыткова О. В., Пономарева Е. Ю. Использование смарт-технологий при обучении иностранному языку студентов заочной формы обучения // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2020. № 5 (32).
  18. Пыркова Т. А. Формирование лингвистической компетенции студента неязыкового вуза средствами театрализации: автореф. дисс. … к. пед. н. Екатеринбург, 2018.
  19. Соболева Е. А., Казанцева Н. А. Иноязычная коммуникативная компетенция как цель обучения иностранным языкам в основной общеобразовательной школе // Наука и образование сегодня. 2020. № 1 (48).
  20. Танцура Т. А. Потенциал современных цифровых технологий в обучении иностранному языку студентов высшей школы // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4 (89).
  21. Топоркова О. В., Евтушенко О. А., Новоженина Е. В., Сычев О. А. Применение цифровых технологий при обучении английской грамматике в техническом вузе // Преподаватель XXI век. 2022. № 1-1.
  22. Хэ О. А. Применение цифровых инструментов в обучении китайскому языку // Грани познания. 2023. № 2 (85).
  23. Царенкова В. В., Шпановская С. И. Использование компьютерной лингводидактики для повышения качества обучения иностранному языку // Вестник фармации. 2019. № 1 (83).
  24. Цветкова Н. И., Яблокова Т. Н. Персональный сайт преподавателя при моделировании курса «Английский язык для специальных целей» для студентов магистратуры // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 7.
  25. Шелехова Л. В. К вопросу о методической системе обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. 2005. № 3.
  26. Юдина Т. В. Обоснование структуры лингвистической компетенции как компонента коммуникативной компетенции студента языкового вуза // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 4.
  27. Ятманов В. А., Фисханова Г. Р. Использование чат-ботов в изучении английского языка // Актуальные проблемы аграрной науки: состояние и тенденции развития: сб. мат. нац. науч.-практ. конф. Дмитровград, 2019.
  28. Alobaid A. Smart multimedia learning of ICT: Role and impact on language learner’s writing fluency – YouTube online English learning resources as an example // Smart Learning Environments. 2020. Vol. 7. Art. 24. https://doi.org/10.1186/s40561-020-00134-7
  29. Giving feedback to language learners. Part of the Cambridge Papers in ELT series. 2020. https://www.cambridge.org/gb/files/4415/8594/0876/Giving_Feedback_minipaper_ONLINE.pdf
  30. Morze N. V., Glazunova O. G. What should be e-learning course for smart education. 2013. https://ceur-ws.org/Vol-1000/ICTERI-2013-p-411-423-MRDL.pdf

Author information

Olga Olegovna Zakharova

PhD

Tryokhgorny Technological Institute, a branch of the National Research Nuclear University “MEPhI”

About this article

Publication history

  • Received: October 18, 2023.
  • Published: December 11, 2023.

Keywords

  • иноязычная лингвистическая компетенция
  • компьютерная лингводидактика
  • цифровые образовательные инструменты
  • обучение иностранному языку
  • студенты технического вуза
  • foreign-language linguistic competence
  • computer linguodidactics
  • digital educational tools
  • foreign language teaching
  • technical university students

Copyright

© 2023 The Author(s)
© 2023 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)