• Original research article
  • February 20, 2024
  • Open access

Organizational and pedagogical conditions for the formation of the readiness for industry practice-oriented activities among professional training teachers

Abstract

The aim of the study is to provide a theoretical substantiation of the organizational and pedagogical conditions for the formation of the readiness for industry practice-oriented activities among future teachers of the secondary vocational education system to increase the effectiveness of training in higher vocational pedagogical education and ensure that the results of this training meet the current requirements of employers. The paper presents a set of organizational-methodological, content-activity-related, technological-instrumental and personnel-related conditions that contribute to the development of industry-specific professional skills and abilities among future teachers of the secondary vocational education system. The scientific novelty of the study lies in a detailed description of the content of organizational and pedagogical conditions for the training of undergraduate students in the programme 44.03.04 Vocational Training (Economics and Management) during industry operational practice in order to include them in the process of industrial training and development of industry-specific professional skills that contribute to the formation of the readiness to perform industry practice-oriented activities in organizations of the secondary vocational education system. The author believes that such a set of conditions will contribute to improving the quality of training not only for teachers of professional educational organizations, but also, as a result, workers and middle-level specialists who are needed by the labor market. Following the study, the results of testing organizational and pedagogical conditions have been presented and their effectiveness for practical application has been proved.

References

  1. Акуленко Е. Ю. Внедрение организационно-педагогических условий подготовки специалистов экономического профиля с использованием системы Moodle в учебном процессе // Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса современного университета: сборник докладов международной интернет-конференции. Мн., 2013.
  2. Алиева Т. М. Методики диагностики рефлексивных способностей будущих педагогов в вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т. 15. № 4.
  3. Анисимов О. С. Рефлексивная акмеология. М.: РАГС, 2007.
  4. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000.
  5. Влазнева С. А. Экономическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения в вузе: дисс. … к. пед. н. Пенза, 2009.
  6. Володин А. А., Бондаренко Н. Г. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» // Известия Тульского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2014. № 2.
  7. Жуков Г. Н., Дорожкин Е. М., Кубрушко П. Ф. Формирование готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности мастера производственного обучения: теоретико-методологический аспект: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019.
  8. Зеер Э. Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. Свердловск: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1988.
  9. Зырянова Н. И. Структура и содержание отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления: дисс. … к. пед. н. Екатеринбург, 2010.
  10. Зырянова Н. И., Федоров В. А. Развитие кадрового потенциала профессиональных образовательных организаций: применение профессионального стандарта педагога профессионального обучения // Педагогическое образование в России. 2017. № 10.
  11. Ислямова Э. А. Формирование предметно-практических компетенций будущих педагогов профессионального обучения: дисс. … к. пед. н. Симферополь, 2022.
  12. Ислямова Э. А., Хаялиева С. З. Личностно-ориентированные технологии в подготовке будущих педагогов профессионального обучения // Педагогическое образование. 2023. Т. 4. № 7.
  13. Калугина И. Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся: автореф. дисс.. к. пед. н. Екатеринбург, 2000.
  14. Кондрух В. И. Теоретические основы исследовательской подготовки педагогов колледжа. Челябинск: Челяб. филиал УГНОЦ РАО, 2000.
  15. Косырев В. П. Система непрерывной методической подготовки педагогов профессионального обучения: дисс. … к. пед. н. М., 2007.
  16. Коцуба М. Л. Организационно-педагогические условия формирования практико-ориентированных умений у мастеров производственного обучения в системе дополнительного профессионального образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 12 (68).
  17. Кривоногова А. С. Формирование мотивации студентов к профессионально-педагогической деятельности в процессе освоения рабочей профессии: дисс. … к. пед. н. Екатеринбург, 2013.
  18. Кубрушко П. Ф. Содержание профессионально-педагогического образования: монография. М.: Гардарики, 2006.
  19. Кузовенко О. Е. Компетентностно ориентированная экономическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения: дисс. … к. пед. н. Екатеринбург, 2012.
  20. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. Изд-е 2-е, перераб. М.: Высш. шк., 1991.
  21. Масленникова В. Ш. Формирование профессиональной готовности студентов среднего профессионального учебного заведения к деятельности социального педагога: дисс. … д. пед. н. Казань, 1996.
  22. Мыхнюк М. И., Мустафаева Л. Ф. Модель профессионально-педагогического совершенствования преподавателей профессиональных дисциплин системы СПО // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-1.
  23. Осипова И. В., Ильина Н. Н., Ульяшин Н. И. Особенности практико-ориентированной подготовки транспрофессионала в области сварочного производства в профессионально-педагогическом вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 2 (155).
  24. Осипова И. В., Ульяшина Н. Н. Теоретические основы подготовки студентов профессионально-педагогического вуза по рабочей профессии: компетентностный подход: монография. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2012.
  25. Романцев Г. М., Федоров В. А., Осипова И. В., Тарасюк О. В. Уровневое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011.
  26. Сафронова Ж. С. Формирование готовности магистрантов технического вуза к педагогической деятельности: автореф. дисс. … к. пед. н. Кемерово, 2002.
  27. Скворцов В. А. Формирование готовности будущего учителя ОБЖ к практико-ориентированному обучению старшеклассников: дисс. … к. пед. н. Елец, 2012.
  28. Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта: методическое пособие. Самара: БАХРАХ-М, 2001.
  29. Федоров В. А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001.
  30. Федулова М. А. Формирование специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения: дисс. … к. пед. н. Екатеринбург, 2008.
  31. Федулова М. А., Гузанов Б. Н., Федулова К. А. Трансдисциплинарность в методологии подготовки студентов профессионально-педагогического вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-3.
  32. Филюкова Е. С. Организационно-педагогические условия формирования готовности педагогов к работе с ТРИЗ-технологией // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сборник материалов XI международной научно-практической конференции (г. Чебоксары, 16 января 2019 г.). Чебоксары, 2019.
  33. Эрганова Н. Е. Профессионально-педагогические технологии: концептуальные основы новой образовательной парадигмы // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра Российской академии образования. 2000. № 2 (4).
  34. Pietsch S. Begleiten und begleitet werden. Praxisnahe Fallarbeit – ein Beitrag zur Professionalisierung in der universitären Lehrerbildung. Kassel: Kassel University Press, 2010.
  35. Post E.-M. Der Einsatz von handlungs-, erfahrungs- und erlebnisorientierten Methoden in der Lehrerinnen- und Lehrerfortbildung von pädagogischen Führungskräften zur Initiierung von Lernen. Studien zur Verknüpfung von Erfahrung, Reflexion und Transfer. Leipzig: Univ. Dass, 2010.

Author information

Olga Gennadievna Maskina

Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg

About this article

Publication history

  • Received: January 13, 2024.
  • Published: February 20, 2024.

Keywords

  • педагог профессионального обучения
  • практико-ориентированная деятельность
  • среднее профессиональное образование
  • организационно-педагогические условия
  • профессионально-педагогическое образование
  • professional training teacher
  • practice-oriented activities
  • secondary vocational education
  • organizational and pedagogical conditions
  • vocational and pedagogical education

Copyright

© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)