• Original research article
  • February 28, 2024
  • Open access

Integration of the ethnocultural component into the process of teaching a foreign language to students of non-linguistic faculties at a regional university

Abstract

The purpose of the study is to substantiate the need to introduce an ethnocultural component into the process of teaching a foreign language to students of non-linguistic faculties of a regional university in accordance with the principles of modern foreign-language vocational education as a way to harmonize interethnic and interpersonal relations in a multicultural region. The article examines the didactic potential of the discipline "Foreign language" in the formation of intercultural competence of students of non-linguistic faculties, the development of ethnic identity based on the integration of an ethnocultural component. The scientific novelty lies in the development of theoretical and practical principles, conclusions, and recommendations related to organizing the process of teaching foreign languages to students in a non-linguistic university in a multicultural region. This is based on the integration of an ethnocultural-oriented exercise system into the educational process. As a result of the study, it was found that practical classes in a foreign language in a non-linguistic university have significant opportunities in expanding the educational horizons of students of a non-linguistic university and preparing them for life in a multinational, multilingual, multicultural world. The integration of the ethno-cultural component into the educational process stimulates motivation to learn foreign languages, promotes awareness of the specifics and peculiarities of native culture as part of world culture, and the development of such important personality qualities for intercultural interaction as positive ethnic identity, empathy, and tolerance.

References

  1. Акатьева И. С., Русанова И. Ю. Содержание концепта РОДНОЙ ЯЗЫК у студентов-носителей удмуртского языка (на материале ассоциативного эксперимента) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 1.
  2. Акимова Е. А., Авакян Р. В. Подготовка студентов к межкультурной коммуникации на основе цифровых технологий // Журнал педагогических исследований. 2019. Т. 4. № 3.
  3. Бим И. Л., Сафонова В. В., Щепилова А. В. О преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования // Иностранные языки в школе. 2004. № 5.
  4. Васильева Э. Р. Педагогические условия формирования поликультурной компетентности студентов технического вуза в процессе обучения иностранному языку: автореф. дисс. … к. пед. н. Уфа, 2021.
  5. Василькова О. В. Организация работы с культурно-специфической лексикой на занятиях иностранного языка (на примере немецкого языка) // Научные разработки и инновации в решении стратегических задач агропромышленного комплекса: мат. науч.-практ. конф. Ижевск, 2022.
  6. Василькова О. В., Новикова Л. А. Реализация дисциплины «Иностранный язык» в развитии этнической толерантности студентов неязыкового вуза // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 33. № 2.
  7. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Рус. яз., 1990.
  8. Выготский Л. С. Избранные психологические произведения. Мышление и речь: проблемы психологического развития ребенка. М.: АСТ, 2023.
  9. Высоких Е. В. Влияние родной культуры на иноязычное общение студентов: психолого-педагогический анализ: автореф. дисс. … к. психол. н. М., 1999.
  10. Гальскова Н. Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2004. № 1.
  11. Гриценко В. В., Остапенко Л. В., Субботина И. А. Значимость гражданской, этнической и региональной идентичности для жителей малых российских городов и ее детерминанты // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 4.
  12. Гриценко В. В., Шорохова В. А., Хухлаев О. Е., Новикова И. А., Черная А. В., Первушина И. М., Любитов И. Е. Воспринимаемая угроза и дискриминация как модераторы связи этнической идентичности и эффективности межкультурного взаимодействия иностранных студентов в России // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13. № 4.
  13. Гукаленко О. В., Борисенков В. П. Поликультурное образование и вызовы современности // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2018. № 2.
  14. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2005.
  15. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.
  16. Корзун О. О., Штанько Е. В. Травелог как средство формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся 10-11 классов (филологический класс, гуманитарный профиль) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 5.
  17. Кузнецова А. В., Чернышов С. В. Теоретическая модель иноязычной межкультурной компетенции старшеклассников // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. Вып. 1.
  18. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды. М. – Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального института; НПО «МОДЭК», 2003.
  19. Малых Л. М. К вопросу о содержании понятия «мультилингвальное обучение» в российской системе образования // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31. Вып. 1.
  20. Новикова Л. А. Подготовка студентов вуза к межкультурному взаимодействию в цифровой среде в ситуациях не-диалога культур // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 9.
  21. Новикова Л. А., Василькова О. В., Акатьева И. С. Этническая идентичность как основа формирования межкультурной компетентности студентов вуза // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31. № 2.
  22. Осипова Л. В. Поликультурная подготовка педагога – актуальная проблема современной высшей школы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 9 (142).
  23. Паперная Н. В., Ковалевич Е. П. Использование регионального компонента при обучении английскому языку в педагогическом вузе // Альманах современной науки и образования. 2008. № 2 (9).
  24. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур: пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. Мн.: Лексис, 2003.
  25. Пассов Е. И. Концепция высшего профессионального педагогического образования на примере иноязычного образования. Липецк, 1998.
  26. Плеханова М. В. Межкультурный компонент как основа формирования межкультурной компетенции при обучении иноязычному общению студентов технического вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика. 2007. Вып. 7 (70).
  27. Привалова И. В. Языковое сознание: этнокультурная маркированность: теоретико-экспериментальное исследование: автореф. дисс. … д. филол. н. М., 2006.
  28. Сысоев П. В. Языковое поликультурное образование в XXI веке // Язык и культура. 2009. № 2 (6).
  29. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2008.
  30. Щепилова А. В. Содержание и предметные результаты обучения иностранному языку: структурирование и описание // Иностранные языки в школе. 2018. № 1.
  31. Bennet M. Basic Concepts of Intercultural Communication. Selected Readings. Yarmouth, 1998.
  32. Fischer L. M. Sprache als Brücke zwischen dem Fremden und dem Vertrauten // Informationen Deutsch als Fremdsprache. 1996. Bd. 1.
  33. Knapp-Potthoff A.Interkulturelle Kommunikationsfähigkeit als Lernziel // Aspekte interkultureller Kommunikationsfähigkeit / hrsg. von A. Knapp-Potthoff, M. Liedke. München, 1997.
  34. Krumm H.-J.Interkulturelles Lernen und interkulturelle Kommunikation // Handbuch Fremdsprachenunterrichts. Tübingen – Basel, 1995.

Author information

Olga Viktorovna Vasilkova

PhD

Udmurt State Agricultural University, Izhevsk

About this article

Publication history

  • Received: December 15, 2023.
  • Published: February 28, 2024.

Keywords

  • обучение в региональном вузе
  • поликультурный регион
  • межкультурная компетенция
  • этническая идентичность
  • этнокультурный компонент
  • обучение иностранному языку
  • education in a regional university
  • multicultural region
  • intercultural competence
  • ethnic identity
  • ethnocultural component
  • foreign language teaching

Copyright

© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)