• Original research article
  • March 6, 2024
  • Open access

Using polycode texts in preparatory materials for language testing at the First and Second Level Certificate in Russian as a foreign language

Abstract

The aim of the study is to determine the prospects of using visual materials for teaching Russian as a foreign language to university students based on the analysis of the dynamics of polycode texts presentation in test collections over the past 15 years. The paper provides the results of a content analysis, comparative analysis, and statistical analysis of 11 preparatory materials for testing at the First and Second Level Certificate in Russian as a foreign language (B1 and B2) published from 2008 to 2020. The scientific novelty of the study lies in analysing preparatory materials for Russian as a foreign language testing to identify the use of polycode texts, classifying the discovered polycode texts by type, exploring the dynamics of their development and proposing methods to expand their application. The findings indicate a general trend towards an increase in the quantity and variety of polycode texts in preparatory materials for Russian as a foreign language testing. In test collections for levels B1 and B2 published from 2008 to 2013, polycode texts are used only as black-and-white illustrations accompanying texts and diagrams with test tasks. Furthermore, tests for level B2 contain references to video materials for preparation for the Speaking and Writing subtests. In test collections released from 2013 to 2020, there is a significant number of diverse polycode texts for both B1 and B2 levels.

References

  1. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учеб. пособие для студентов фак. ин. яз. вузов. М.: Тезаурус, 2013.
  2. Бочарова И. И., Никова М. А. Лингводидактическое тестирование как способ мотивации в изучении языка // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности: сборник трудов XXII международной конференции. М., 2022.
  3. Бредихина И. А., Иванова И. С. Лингводидактическое тестирование как средство контроля сформированности иноязычной коммуникативной компетенции на региональных олимпиадах по немецкому языку // Педагогическое образование в России. 2016. № 10.
  4. Бринюк Е. В. Об особенностях использования креолизованного текста в учебных изданиях по русскому языку как иностранному // Актуальные проблемы обучения русскому языку как иностранному и русскому языку как неродному: сборник статей. М., 2017.
  5. Заболоцкая М. И. Влияние различных компонентов интернет-мема на сознание реципиентов при коммуникации и обучении // Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам: сборник научных статей по итогам IX международной научно-практической конференции (г. Брянск, 14-16 октября 2021 г.). Брянск: Брянский государственный инженерно-технологический университет, 2021.
  6. Куницына О. М. Дидактический потенциал поликодового текста в обучении иностранному языку // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. № 4 (837).
  7. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М.: Интеллект-центр, 2001.
  8. Махлуф Х. Использование поликодовых текстов в тестировании // Многомерность общества: цифровой поворот в гуманитарном знании: 3-й молодежный конвент: материалы международной студенческой конференции (г. Екатеринбург, 14-16 марта 2019 г.). Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2019.
  9. Павловская И. Ю. Системы, технологии и форматы тестирования по различным языкам // Актуальные вопросы языкового тестирования. Пять лет секции тестологии Международной филологической конференции СПбГУ: коллективная монография / под ред. И. Ю. Павловской. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008.
  10. Пирязева Т. В., Коваленко П. Ю., Соколов И. В., Никова М. А. Разработка методических рекомендаций по организации проектной, конкурсной, выставочной и публикационной деятельности студентов // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности: XIХ международная конференция, XVII международный конкурс научных и научно-методических работ: сборник трудов / отв. ред. и сост. Т. В. Пирязева. М.: Экон-Информ, 2021.
  11. Сонин А. Г. Понимание поликодовых текстов: когнитивный аспект. М.: Ин-т языкознания РАН, 2005.
  12. Стариченко Б. Е., Мамонтова М. Ю., Слепухин А. В. Методика использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе: учебное пособие: в 4-х ч. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2014. Ч. 3. Компьютерные технологии диагностики учебных достижений.
  13. Сухорукова Н. В., Мартышева Е. М., Сенцов А. Э. Тестирование в обучении иностранным языкам // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2011. № 4 (11).
  14. Терентьева И. Э. Проявление языковой игры в социальных сетях // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сборник статей по материалам LXXXVIII студенческой международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 13 апреля 2020 г.). Новосибирск: Сибирская академическая книга, 2020. Т. 4 (88).
  15. Трубина З. И. Лингводидактическое тестирование как средство контроля обученности языку делового общения // Вестник Адыгейского государственного университета. 2018. № 4 (228).
  16. Федорова Е. А., Бредихина И. А. Применение веб-квестов при обучении студентов лексическому компоненту речи // Многомерность общества: цифровой поворот в гуманитарном знании: 3-й молодежный конвент: материалы международной студенческой конференции (г. Екатеринбург, 14-16 марта 2019 г.). Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2019.
  17. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие для вузов. М., 2003.
  18. Bachman L. F., Palmer A. S. Language Testing in Practice: Designing and Developing. Oxford: Oxford University Press, 1996.
  19. Shin D., Cimasko Т., Yi Y. Development of Metalanguage for Multimodal Composing: A Case Study of an L2 Writer’s Design of Multimedia Texts // Journal of Second Language Writing. 2020. Vol. 47. Iss. 1.

Author information

Alexandra Petrovna Bezrukikh

St. Petersburg State University

About this article

Publication history

  • Received: January 17, 2024.
  • Published: March 6, 2024.

Keywords

  • поликодовые тексты
  • лингводидактическое тестирование
  • русский язык как иностранный
  • тестовые задания
  • пособия по подготовке к тестированию
  • polycode texts
  • language testing
  • Russian as a foreign language
  • test tasks
  • preparatory materials for language testing

Copyright

© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)