Pedagogical model for developing students’ teamwork competence in the digital educational environment of a university
Abstract
The research aims to design a pedagogical model for developing students’ teamwork competence in the digital educational environment of a university. The paper provides an overview of the existing theoretical and methodological approaches to organizing remote team interactions among students, discusses the psychological and pedagogical peculiarities of this process, and outlines the main regulatory documents governing the implementation of distance learning. The scientific novelty of the research lies in elaborating a pedagogical model for the development of teamwork competence among students in the context of distance learning, regardless of their field of study. This elaboration is based on a synthesis of psychological and pedagogical works in the field of remote team interactions and analysis of educational experience. As a result of the research, the optimal content for the target, substantive-conceptual, organizational-technological, and result-evaluative blocks of the model for developing students’ teamwork competence in the digital educational environment of a university was selected.
References
- Амелина Ю. В. Организация дистанционной командной работы студентов ИТ-направлений // Информатика и образование. 2018. № 4.
- Балышев П. А. Универсальные психолого-педагогические механизмы формирования компетенции командной работы студентов вузов // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 6.
- Бужинская Н. В., Васева Е. С. Применение on-line сервисов для подготовки студентов к командной работе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6.
- Вайндорф-Сысоева М. Е. Виртуальная образовательная среда как неотъемлемый компонент современной системы образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. № 14 (273).
- Вайнштейн Ю. В. Педагогическое проектирование персонализированного адаптивного предметного обучения студентов вуза в условиях цифровизации: автореф. дисс. … д. пед. н. Красноярск, 2021.
- Вальдман И. А., Мерецков О. В. Методические аспекты организации групповой работы обучаемых при реализации программ повышения квалификации в дистанционном формате // Открытое образование. 2017. № 6.
- Варламова Д., Судаков Д. Атлас новых профессий 3.0 / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М.: Интеллектуальная литература, 2020.
- Георге И. В. Формирование профессиональных компетенций студентов образовательных организаций высшего образования на основе организации самостоятельной работы: монография. Тюмень: ТИУ, 2016.
- Долженко А. И. Технологии командной разработки программного обеспечения информационных систем. М.: Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ), 2016.
- Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология метакогнитивных процессов личности / Рос. акад. наук, Ин-т психологии. М.: Ин-т психологии Рос. акад. наук, 2005.
- Карякин А. М., Пыжиков В. В. Командная работа: основа теории и практики. Иваново: ИГЭУ, 2008.
- Клюева М. И., Корнеева И. В. История метода тренингов // Мир педагогики и психологии. 2019. № 2 (31).
- Корчемный П. А. Психологические механизмы формирования и проявления компетенций // Человеческий капитал. 2017. № 6 (102).
- Лачинина Т. А. Управление изменениями: командный подход: монография. Владимир: Владимирский гос. ун-т, 2010.
- Малова М. М. Роль «мягких» навыков в современной профессиональной деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019. № 4 (44).
- Маслов С. И., Маслова Т. А. Аксиологический подход в педагогике // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 3-2.
- Михеев В. А. Команда как социальная страта в политике, государственном управлении современной России: формирование, проблема соответствия // Власть. 2019. № 2.
- Окунева В. С. Формирование компетентности командной работы студентов вуза: автореф. дисс. … к. пед. н. Красноярск, 2013.
- Пушкарева Т. П., Калитина В. В. Облачные технологии как основное средство формирования навыков командной работы в современных условиях // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 10 (124).
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос-Пресс, 2003.
- Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.
- Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подход к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12.
- Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.
- Якиманская И. С. Построение модели личностно-ориентированного обучения. М.: КСП+, 2001.
- Gomez E. A., Wu D., Passerini K. Traditional, hybrid and online teamwork: Lessons from the field // Communications of the Association for Information Systems. 2009. Vol. 25 (1).
- Goñi J., Cortázar C., Alvares D., Donoso U., Miranda C. Is teamwork different online versus face-to-face? A case in engineering education // Sustainability. 2020. Vol. 12 (24).
- Ismailov M., Laurier J. We are in the “breakout room.” Now what? An e-portfolio study of virtual team processes involving undergraduate online learners // E-Learning and Digital Media. 2022. Vol. 19 (2).
- Ku H. Y., Tseng H. W., Akarasriworn C. Collaboration factors, teamwork satisfaction, and student attitudes toward online collaborative learning // Computers in Human Behavior. 2013. Vol. 29 (3).
- Moore C. The future of work: What Google shows us about the present and future of online collaboration // TechTrends. 2016. Vol. 60 (3).
- Skelton M., Pais M. Team topologies: Organizing business and technology teams for fast flow. Portland: It Revolution, 2019.
Author information
About this article
Publication history
- Received: February 14, 2024.
- Published: March 28, 2024.
Keywords
- командная работа студентов
- цифровая образовательная среда
- онлайн-обучение
- дистанционная командная работа
- student teamwork
- digital educational environment
- online learning
- remote teamwork
Copyright
© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC