• Original research article
  • June 27, 2024
  • Open access

Formation of students' knowledge about legal and moral values in the activities of Interior Ministry employees in the process of role-playing

Abstract

The purpose of the work is to substantiate the importance of the introduction of role–playing games into the learning process in educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia in order to focus on the formation and development of traditional Russian spiritual and moral values. The article actualizes the importance of role-playing as an interactive form of education for the formation of professional and moral knowledge of future employees of internal affairs bodies. The scientific novelty of the research lies in the development of a role-playing game scenario, which provides for in-depth consideration not only of the provisions of normative legal acts containing requirements for the official behavior of an internal affairs officer, but also discussion of issues related to the personal moral choice of certain legal and moral values based on the principles of police activity. The role-playing game was tested by students of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia of the 1st year of the 1st semester of the 2023-2024 academic year in the specialty 40.05.02 Law Enforcement (specialty level): cadets of 6 platoons in the number of 162 people aged 16 to 19 years. As a result of the study, the variability of interpretations of the concept of "game" is presented. An example of the application of the developed role-playing game in the educational process as an interactive teaching method that contributes to the formation of cadets' knowledge about legal and moral values in the activities of police officers is given.

References

  1. Атнагулова А. Д. Ролевые игры как метод активизации учебной деятельности курсантов и слушателей на занятиях по дисциплине «Основы русского жестового языка» // Обзор педагогических исследований. 2023. Т. 5. № 3.
  2. Бадмаев Б. Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. М., 1997.
  3. Белицкий В. Ю. Сюжетно-ролевые игры при формировании навыков организации и проведения следственных и иных процессуальных действий // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. 2010. № 16.
  4. Гузеев В. В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий / отв. ред. М. А. Ушакова. М.: Сентябрь, 2006.
  5. Гуща Ю. В. Понятие и сущность интерактивного обучения // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1: Педагогика. Психология. Филология. 2012. № 4 (74).
  6. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2011. № 4.
  7. Демидов О. Г., Белоногова И. Н. К вопросу о методике проведения практического занятия по теме «Трудовой договор» с курсантами третьего курса по учебной дисциплине «Трудовое право» в форме ролевой игры // Актуальные вопросы подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы: сборник материалов учебно-методических сборов профессорско-преподавательского и начальствующего состава (г. Псков, 21-22 октября 2021 г.). Псков: Псковский филиал Академии ФСИН России, 2021.
  8. Джиоева А. Р., Бесаева А. Г., Гассиева Н. К. Сюжетно-ролевая игра как основа деятельности ребенка в период дошкольного детства // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-4.
  9. Дудникова М. В., Муравьева Н. А., Колесников А. В. Подготовка и обучение персонала: деловая игра как эффективный метод обучения // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2020. № 10. https://doi.org/10.33920/pro-3-2010-05
  10. Егурнов Л. Л. Деловые имитационные игры в инновационном учебном процессе: аспект формирования общекультурных и профессиональных компетенций // Общество, государство, право. 2014. № 2.
  11. Жигалова Е. А. Интерактивные технологии в ролевых играх со слушателями в образовательной организации МВД // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXXVI международной научно-практической конференции (г. Пенза, 27 июля 2020 г.): в 2-х ч. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2020. Ч. 2.
  12. Жуковская Р. И. Игра и её педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975.
  13. Зинченко В. Большой психологический словарь. М.: АСТ, 2008.
  14. Кикоть В. Я., Якунин В. А. Педагогика и психология высшего образования: учебник. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет; Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 1996.
  15. Кинилев В., Коммерс П., Коцик Б. Использование информационных и коммуникативных технологий в среднем образовании. Информационный меморандум. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2005.
  16. Кларин М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. 2000. № 7.
  17. Корнеева Л. И. Современные интерактивные методы обучения в системе повышения квалификации руководящих кадров в Германии: зарубежный опыт // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 4.
  18. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.: Сентябрь, 2003.
  19. Мальцева О. А. Ролевая игра как метод проведения занятий в вузах МВД России // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2017. № 2 (71).
  20. Марченко Г. В., Сошникова И. А. Применение методов воспитывающего обучения в образовательных организациях МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 3 (87). https://doi.org/10.35750/2071-8284-2020-3-202-209
  21. Можар Е. Н. Стимулирование учебно-познавательной активности старшеклассников средствами интерактивного обучения: диcс. … к. пед. н. Мн., 2006.
  22. Адилова Н. Ф. Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения // Молодой ученый. 2011. № 12 (35). Т. 2.
  23. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Интерактивное обучение // Образование и наука. 2007. № 6 (48).
  24. Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. 2000. № 1.
  25. Поляков А. А., Шаповалов С. В. Сюжетно-ролевая игра как коллективный метод обучения в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел // Актуальные проблемы науки и практики: сборник научных трудов по итогам научно-представительских мероприятий (г. Хабаровск, 1 апреля – 30 ноября 2019 г.). Хабаровск: Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2019. Вып. 4.
  26. Реванс Р. Азбука обучения действием («The A.B.C. of Action Learning»). М.: Олимп-Бизнес, 1983.
  27. Сластенин В. А., Подымова Л. С., Подымов Н. А. Педагогическое наследие В. А. Сластенина: проблемы воспитания, личностного и профессионального развития. М.: Московский педагогический государственный университет, 2020.
  28. Сяба М. В. Особенности проведения сюжетно-ролевой игры «переговоры» в образовательных организациях МВД // Перспективы науки. 2017. № 11 (98).
  29. Хайновский С. Е. Интерактивные методы обучения и их актуальность на сегодняшний день // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 4-1.
  30. Шилина Н. В., Аксенова Г. И. Использование интерактивных технологий обучения при формировании иноязычной социокультурной компетенции курсантов // Современные векторы в образовании: теория и практика: материалы II всероссийской научно-практической конференции (г. Коломна, 24 декабря 2020 г.) / под общ. ред. С. А. Ермолаевой. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2021.

Author information

Oksana Yurievna Kutenkova

Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

About this article

Publication history

  • Received: May 1, 2024.
  • Published: June 27, 2024.

Keywords

  • правовые и нравственные ценности в деятельности сотрудников ОВД
  • интерактивные формы обучения
  • ролевая игра
  • профессионально-нравственные качества
  • профессионально-ориентированное мышление
  • курсанты
  • legal and moral values in the activities of police officers
  • interactive forms of education
  • role-playing
  • professional and moral qualities
  • professionally oriented thinking
  • cadets

Copyright

© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)