Формирование знаний обучающихся о правовых и нравственных ценностях в деятельности сотрудников МВД в процессе ролевой игры
Аннотация
Цель работы – обосновать значимость внедрения ролевых игр в процесс обучения в образовательных организациях высшего образования МВД России с целью его направленности на формирование и развитие традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В статье актуализируется значимость ролевой игры как интерактивной формы обучения для формирования профессионально-нравственных знаний будущих сотрудников органов внутренних дел. Научная новизна исследования заключается в разработке сценария ролевой игры, предусматривающей углубленное рассмотрение не только положений нормативных правовых актов, содержащих в себе требования к служебному поведению сотрудника ОВД, но и обсуждение вопросов, связанных с личным моральным выбором тех или иных правовых и нравственных ценностей на основе принципов деятельности полиции. В апробировании ролевой игры приняли участие обучающиеся Санкт-Петербургского университета МВД России 1 курса 1 семестра 2023-2024 учебного года по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета): курсанты 6 взводов в количестве 162 человека в возрасте от 16 до 19 лет. В результате исследования представлена вариабельность трактовок понятия «игра»; дан пример применения в образовательном процессе разработанной ролевой игры как интерактивного метода обучения, способствующего формированию у курсантов знаний о правовых и нравственных ценностях в деятельности сотрудников ОВД.
Источники
- Атнагулова А. Д. Ролевые игры как метод активизации учебной деятельности курсантов и слушателей на занятиях по дисциплине «Основы русского жестового языка» // Обзор педагогических исследований. 2023. Т. 5. № 3.
- Бадмаев Б. Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. М., 1997.
- Белицкий В. Ю. Сюжетно-ролевые игры при формировании навыков организации и проведения следственных и иных процессуальных действий // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. 2010. № 16.
- Гузеев В. В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий / отв. ред. М. А. Ушакова. М.: Сентябрь, 2006.
- Гуща Ю. В. Понятие и сущность интерактивного обучения // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1: Педагогика. Психология. Филология. 2012. № 4 (74).
- Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2011. № 4.
- Демидов О. Г., Белоногова И. Н. К вопросу о методике проведения практического занятия по теме «Трудовой договор» с курсантами третьего курса по учебной дисциплине «Трудовое право» в форме ролевой игры // Актуальные вопросы подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы: сборник материалов учебно-методических сборов профессорско-преподавательского и начальствующего состава (г. Псков, 21-22 октября 2021 г.). Псков: Псковский филиал Академии ФСИН России, 2021.
- Джиоева А. Р., Бесаева А. Г., Гассиева Н. К. Сюжетно-ролевая игра как основа деятельности ребенка в период дошкольного детства // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-4.
- Дудникова М. В., Муравьева Н. А., Колесников А. В. Подготовка и обучение персонала: деловая игра как эффективный метод обучения // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2020. № 10. https://doi.org/10.33920/pro-3-2010-05
- Егурнов Л. Л. Деловые имитационные игры в инновационном учебном процессе: аспект формирования общекультурных и профессиональных компетенций // Общество, государство, право. 2014. № 2.
- Жигалова Е. А. Интерактивные технологии в ролевых играх со слушателями в образовательной организации МВД // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXXVI международной научно-практической конференции (г. Пенза, 27 июля 2020 г.): в 2-х ч. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2020. Ч. 2.
- Жуковская Р. И. Игра и её педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975.
- Зинченко В. Большой психологический словарь. М.: АСТ, 2008.
- Кикоть В. Я., Якунин В. А. Педагогика и психология высшего образования: учебник. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет; Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 1996.
- Кинилев В., Коммерс П., Коцик Б. Использование информационных и коммуникативных технологий в среднем образовании. Информационный меморандум. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2005.
- Кларин М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. 2000. № 7.
- Корнеева Л. И. Современные интерактивные методы обучения в системе повышения квалификации руководящих кадров в Германии: зарубежный опыт // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 4.
- Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.: Сентябрь, 2003.
- Мальцева О. А. Ролевая игра как метод проведения занятий в вузах МВД России // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2017. № 2 (71).
- Марченко Г. В., Сошникова И. А. Применение методов воспитывающего обучения в образовательных организациях МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 3 (87). https://doi.org/10.35750/2071-8284-2020-3-202-209
- Можар Е. Н. Стимулирование учебно-познавательной активности старшеклассников средствами интерактивного обучения: диcс. … к. пед. н. Мн., 2006.
- Адилова Н. Ф. Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения // Молодой ученый. 2011. № 12 (35). Т. 2.
- Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Интерактивное обучение // Образование и наука. 2007. № 6 (48).
- Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. 2000. № 1.
- Поляков А. А., Шаповалов С. В. Сюжетно-ролевая игра как коллективный метод обучения в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел // Актуальные проблемы науки и практики: сборник научных трудов по итогам научно-представительских мероприятий (г. Хабаровск, 1 апреля – 30 ноября 2019 г.). Хабаровск: Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2019. Вып. 4.
- Реванс Р. Азбука обучения действием («The A.B.C. of Action Learning»). М.: Олимп-Бизнес, 1983.
- Сластенин В. А., Подымова Л. С., Подымов Н. А. Педагогическое наследие В. А. Сластенина: проблемы воспитания, личностного и профессионального развития. М.: Московский педагогический государственный университет, 2020.
- Сяба М. В. Особенности проведения сюжетно-ролевой игры «переговоры» в образовательных организациях МВД // Перспективы науки. 2017. № 11 (98).
- Хайновский С. Е. Интерактивные методы обучения и их актуальность на сегодняшний день // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 4-1.
- Шилина Н. В., Аксенова Г. И. Использование интерактивных технологий обучения при формировании иноязычной социокультурной компетенции курсантов // Современные векторы в образовании: теория и практика: материалы II всероссийской научно-практической конференции (г. Коломна, 24 декабря 2020 г.) / под общ. ред. С. А. Ермолаевой. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2021.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 1 мая 2024.
- Опубликована: 27 июня 2024.
Ключевые слова
- правовые и нравственные ценности в деятельности сотрудников ОВД
- интерактивные формы обучения
- ролевая игра
- профессионально-нравственные качества
- профессионально-ориентированное мышление
- курсанты
- legal and moral values in the activities of police officers
- interactive forms of education
- role-playing
- professional and moral qualities
- professionally oriented thinking
- cadets
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»