Formation and development of the student youth group as an educational environment in an educational organization
Abstract
The aim of the research is to elaborate the pedagogical conditions that contribute to the successful formation and development of student youth groups as an educational environment in educational institutions of secondary vocational and higher education, taking into account the influence of external factors. The article defines the concept of a “youth group” and reveals its role in the educational process. The work identifies and substantiates in detail the pedagogical conditions affecting the formation of youth groups: the creation of subject-subject relations between teachers and students, the development of social partnership with external institutions, the use of activity-based methods in the educational process. The factors influencing the effectiveness of the educational environment in student youth groups are analyzed. Recommendations are offered for the creation and maintenance of an effective educational environment in youth groups, the concept of an “effective educational environment” is defined. The scientific novelty lies in elaborating an original complex of pedagogical conditions that ensure the successful formation and development of student youth groups as an educational environment, taking into account modern socio-economic, cultural, psychological and technological factors. As a result of the research, the existing knowledge about the role of student youth groups has been systematized and practical recommendations have been developed for teachers and heads of educational institutions. The implementation of these recommendations will increase the level of youth involvement in group activities, promote the development of personal and professional qualities, create conditions for the cultivation of civic engagement and social responsibility.
References
- Бекирова Э. Ш. Реализация теории воспитывающего обучения в практике работы педагогического вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-2.
- Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: синергетика и теория социальной самоорганизации. СПб.: Лань, 1999.
- Гамидова Н. В. Роль социально-духовного фактора в формировании менталитета молодежи // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. № 1 (31).
- Гриценко Л. И. Воспитание в коллективе как основа развития и социализации личности // Психология образования в XXI веке: теория и практика: материалы конференции. Волгоград: Перемена, 2011.
- Елисеева С. Ю., Сапожникова Е. А. Проблемы развития и существования российских общественных молодежных организаций (на примере организаций Пермского края) // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2018. № 1 (2).
- Ермоленкова Г. В., Преображенская Е. В. Педагогические условия становления социальной компетентности подростков: сущность, особенности, риски // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 12-2.
- Ершова Ю. А. Социальные сети в процессе формирования ценностных ориентаций современной молодежи: культурологический анализ // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2020. № 4.
- Кенсаринова М. В. Теория коллектива А. С. Макаренко: философские и психологические аспекты // Успехи современного естествознания. 2015. № 1-2.
- Кон И. С. Социология личности. М.: Мысль, 1967.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
- Лидская Э. В. Эмпирическое исследование экологичности поведения старшеклассников в контексте субъект-средовых взаимодействий // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. № 4 (44).
- Макаренко А. С. Педагогическая поэма. Полное издание. С комментариями и приложением С. С. Невской. М.: АСТ, 2024.
- Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984.
- Нятина Н. В. Волонтерская деятельность в оценках студентов: преимущества и барьеры // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 3 (95).
- Осипчукова Е. В., Пономарев А. В. Организация работы с молодежью: введение в специальность: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2021.
- Поддубная М. В. Педагогические условия социализации молодежи в деятельности молодежных общественных объединений: дисс. … к. пед. н. Магнитогорск, 2003.
- Разов П. В., Фарисов Ф. Ф. Факторы, влияющие на формирование патриотизма российской молодежи: социологический и эмпирический анализ // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2022. № 4 (849).
- Резинкина Л. В. Современный контекст педагогического принципа А. С. Макаренко «Воспитание в коллективе» // Воспитательная система А. С. Макаренко в современном образовательном пространстве: сборник статей участников международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию основания детской трудовой колонии им. М. Горького (г. Москва, 24 марта 2021 г.). М.: Перспектива, 2021.
- Ромашова Л. О. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций молодежи // Горизонты гуманитарного знания. 2021. № 3.
- Руденко И. В. Проектирование воспитательной среды образовательной организации // Cifra. Педагогика. 2023. № 1(1).
- Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2002.
- Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1979.
- Ходусов А. Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика. М.: ИНФРА-М, 2016.
- Хоменко А. С. Массовая внеаудиторная деятельность как средство воспитания // Экономика, управление, право и общество: сборник материалов VIII межрегиональной научно-практической сетевой интернет-конференции (г. Симферополь, 20 октября 2023 г.). Симферополь: Ариал, 2024.
- Шустова И. Ю. Воспитание детей в школьном коллективе и через школьный коллектив с учетом современных образовательных условий // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 10.
Author information
About this article
Publication history
- Received: November 1, 2024.
- Published: December 23, 2024.
Keywords
- молодежный коллектив
- воспитывающая среда
- педагогические условия
- социализация
- демократическое самоуправление
- личностное развитие
- youth group
- educational environment
- pedagogical conditions
- socialization
- democratic self-governance
- personal development
Copyright
© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC