• Научная статья
  • 23 декабря 2024
  • Открытый доступ

Формирование и развитие студенческого молодежного коллектива как воспитывающей среды в образовательной организации

Аннотация

Цель исследования заключается в разработке педагогических условий, которые способствуют успешному формированию и развитию студенческих молодежных коллективов как воспитывающей среды в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования с учетом влияния внешних факторов. В статье определяется понятие «молодежный коллектив» и раскрывается его роль в воспитательном процессе, выявляются и подробно обосновываются педагогические условия, влияющие на формирование молодежных коллективов: создание субъект-субъектных отношений между педагогами и учащимися, развитие социального партнерства с внешними институтами, применение деятельностных методов в воспитательном процессе. Анализируются факторы, влияющие на эффективность воспитывающей среды в студенческих молодежных коллективах. Предлагаются рекомендации по созданию и поддержанию эффективной воспитывающей среды в молодежных коллективах, определено понятие «эффективная воспитывающая среда». Научная новизна состоит в разработке авторского комплекса педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование и развитие студенческих молодежных коллективов как воспитывающей среды с учетом современных социально-экономических, культурных, психологических и технологических факторов. В результате исследования систематизированы существующие знания о роли студенческих молодежных коллективов и разработаны практические рекомендации для педагогов и руководителей образовательных учреждений. Реализация данных рекомендаций позволит повысить уровень вовлеченности молодежи в коллективную деятельность, содействовать развитию личностных и профессиональных качеств, создать условия для воспитания гражданской позиции и ответственности перед обществом.

Источники

  1. Бекирова Э. Ш. Реализация теории воспитывающего обучения в практике работы педагогического вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-2.
  2. Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: синергетика и теория социальной самоорганизации. СПб.: Лань, 1999.
  3. Гамидова Н. В. Роль социально-духовного фактора в формировании менталитета молодежи // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. № 1 (31).
  4. Гриценко Л. И. Воспитание в коллективе как основа развития и социализации личности // Психология образования в XXI веке: теория и практика: материалы конференции. Волгоград: Перемена, 2011.
  5. Елисеева С. Ю., Сапожникова Е. А. Проблемы развития и существования российских общественных молодежных организаций (на примере организаций Пермского края) // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2018. № 1 (2).
  6. Ермоленкова Г. В., Преображенская Е. В. Педагогические условия становления социальной компетентности подростков: сущность, особенности, риски // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 12-2.
  7. Ершова Ю. А. Социальные сети в процессе формирования ценностных ориентаций современной молодежи: культурологический анализ // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2020. № 4.
  8. Кенсаринова М. В. Теория коллектива А. С. Макаренко: философские и психологические аспекты // Успехи современного естествознания. 2015. № 1-2.
  9. Кон И. С. Социология личности. М.: Мысль, 1967.
  10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  11. Лидская Э. В. Эмпирическое исследование экологичности поведения старшеклассников в контексте субъект-средовых взаимодействий // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. № 4 (44).
  12. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. Полное издание. С комментариями и приложением С. С. Невской. М.: АСТ, 2024.
  13. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984.
  14. Нятина Н. В. Волонтерская деятельность в оценках студентов: преимущества и барьеры // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 3 (95).
  15. Осипчукова Е. В., Пономарев А. В. Организация работы с молодежью: введение в специальность: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2021.
  16. Поддубная М. В. Педагогические условия социализации молодежи в деятельности молодежных общественных объединений: дисс. … к. пед. н. Магнитогорск, 2003.
  17. Разов П. В., Фарисов Ф. Ф. Факторы, влияющие на формирование патриотизма российской молодежи: социологический и эмпирический анализ // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2022. № 4 (849).
  18. Резинкина Л. В. Современный контекст педагогического принципа А. С. Макаренко «Воспитание в коллективе» // Воспитательная система А. С. Макаренко в современном образовательном пространстве: сборник статей участников международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию основания детской трудовой колонии им. М. Горького (г. Москва, 24 марта 2021 г.). М.: Перспектива, 2021.
  19. Ромашова Л. О. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций молодежи // Горизонты гуманитарного знания. 2021. № 3.
  20. Руденко И. В. Проектирование воспитательной среды образовательной организации // Cifra. Педагогика. 2023. № 1(1).
  21. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2002.
  22. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1979.
  23. Ходусов А. Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика. М.: ИНФРА-М, 2016.
  24. Хоменко А. С. Массовая внеаудиторная деятельность как средство воспитания // Экономика, управление, право и общество: сборник материалов VIII межрегиональной научно-практической сетевой интернет-конференции (г. Симферополь, 20 октября 2023 г.). Симферополь: Ариал, 2024.
  25. Шустова И. Ю. Воспитание детей в школьном коллективе и через школьный коллектив с учетом современных образовательных условий // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 10.

Информация об авторах

Хоменко Александр Сергеевич

Крымский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Симферополь

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 ноября 2024.
  • Опубликована: 23 декабря 2024.

Ключевые слова

  • молодежный коллектив
  • воспитывающая среда
  • педагогические условия
  • социализация
  • демократическое самоуправление
  • личностное развитие
  • youth group
  • educational environment
  • pedagogical conditions
  • socialization
  • democratic self-governance
  • personal development

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)