Development of critical thinking of agricultural university students in the process of learning foreign languages
Abstract
The purpose of the study is to substantiate the need for students of an agricultural university to develop critical thinking skills in the process of teaching foreign languages. The article analyzes the main theoretical approaches to understanding critical thinking as a fundamental phenomenon for the development of universal and professional competencies of future specialists in philosophy, psychology, and pedagogy; identifies the main components in the structure of critical thinking of university students. The author highlights the knowledge and skills that are important for the development of this phenomenon in the process of teaching foreign languages, namely, the skills of analysis, synthesis, and argumentation. The scientific novelty of the research consists in the development of a methodology for the development of students’ critical thinking skills in teaching a foreign language at an agricultural university, taking into account the identified methodological conditions: the use of educational and professional tasks, problematic situations in a professional context; a consistent transition in the process of foreign language learning from techniques and tasks for the development of analysis skills to the development of synthesis and argumentation skills; reporting the individual intellectual abilities of the student, as well as the characteristics of the modern digital generation of students. As a result, pedagogical scenarios have been developed for the organization of students’ learning activities in a foreign language, contributing to the development of critical thinking skills of students of an agrarian university in teaching a foreign language.
References
- Барбашина Э. В., Гуляевская Н. В. Критическое мышление и его изучение как дисциплины в высших учебных заведениях // Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т. 13. № 3.
- Бим И. Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: ИНЭК, 2007.
- Бутенко А. В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика. М.: Мирос, 2002.
- Василькова О. В., Новикова Л. А. Развитие критического мышления студентов неязыкового вуза при обучении иноязычной деловой коммуникации // Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2024. № 5.
- Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // HomoCyberus. 2019. № 1 (6).
- Выготский Л. С. Психология развития. Избранные работы. М.: Юрайт, 2024.
- Гиринский А. А., Лепетюхина А. О., Пащенко Т. В. Концепция критического мышления: генезис понятия и актуальные проблемы применения в образовании // Мир психологии. 2023. № 3 (114).
- Грифцова И., Сорина Г. В. Критическое мышление против псевдонауки // Человек. 2022. T. 33. Вып. № 1.
- Добрякова М. С., Фрумин И. Д., Баранников К. А., Реморенко И. М., Зиил Н., Мосс Дж., Хаутамяки Я. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020.
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Юрайт, 2024.
- Евдокимова М. Г. Интегративные тенденции развития иноязычного образования в неязыковом вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. Вып. 2 (839).
- Журбенко Н. Л., Шейпак О. А., Артюшина Г. Г., Судилина Е. В. Развитие навыков критического мышления студентов неязыковых специальностей // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023. Т. 29. № 2.
- Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.
- Киреева Н. В., Чудинова Е. В. Развитие критического мышления как способ преодоления формирования упрощенного мышления в эпоху цифровизации образования // Высшее образование сегодня. 2021. № 9-10.
- Козолупенко Д. П. Инверсия основных тенденций цифровизации в образовательном пространстве // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 12.
- Корешникова Ю. Н., Фрумин И. Д., Пащенко Т. В. Барьеры для создания педагогических условий развития критического мышления в российских вузах // Педагогика. 2020. Т. 84. № 9.
- Корешникова Ю. Н., Фрумин И. Д., Пащенко Т. В. Организационные и педагогические условия формирования навыка критического мышления у студентов российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2021. № 25 (1).
- Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды. Воронеж: МОДЭК, 2003.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005.
- Либин А. В., Либина Е. В., Архипова Н. И., Павленко О. В. Социогуманитарные риски глобальной цифровизации общества // Информационное общество. 2019. № 3.
- Майборода С. В. Коммуникативно-когнитивный подход в обучении связной речи иностранных студентов-медиков // Педагогика высшей школы. 2016. № 1.
- Михайлова А. М. Развитие критического и креативного мышления на уроках с использованием ИКТ: теоретические основания и практические примеры // Информатика и образование. 2021. Т. 36. № 6.
- Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО, 2022.
- Новикова Л. А., Русанова И. Ю. Обучение студентов неязыкового вуза профессионально-ориентированному чтению цифровых текстов на иностранном языке: риски и возможности // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 11.
- Пащенко Т. В. Формирование критического мышления взрослых с использованием проблемно-ориентированного обучения в онлайн-среде // Вопросы образования. 2024. № 2.
- Романова Е. Н. Развитие навыков критического мышления студентов в преподавании иностранного языка // Гуманитарный научный вестник. 2024. № 4.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.
- Садова А. Р., Хиль Ю. С., Пащенко Т. В., Тарасова К. В. Измерение критического мышления взрослых: методология и опыт разработки // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11. № 4.
- Сергеева Н. Н., Сорокоумова С. Н. Профессионально ориентированный подход при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: сущность и принципы // Язык и культура. 2022. № 57.
- Спиридонова Ю. С. Взаимосвязь цифровой культуры и критического мышления будущего учителя в условиях цифровизации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». 2024. № 18 (2).
- Тарасова К. В., Талов Д. П., Щеглова И. А., Пащенко Т. В., Беляева А. Ю. Формируя критическое мышление: роль эпистемических убеждений и стилей обучения студентов российских вузов // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2024. № 4.
- Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000.
- Шукурова И. В., Чеснокова Н. Е. Развитие критического мышления студентов неязыковых направлений подготовки на основе учебных иноязычных текстов // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 2.
- Щепилова А. В. Содержание и предметные результаты обучения иностранному языку: структурирование и описание // Иностранные языки в школе. 2018. № 1.
- Юсупова Т. Г. Содержание когнитивно-коммуникативного подхода к обучению иностранному языку // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2014. Т. 20.
- Dwyer C. P., Hogan M. J., Stewart I. An integrated critical thinking framework for the 21st century // Thinking Skills and Creativity. 2014. Vol. 12.
- Ennis R. H. Critical Thinking Assessment // Theory into Practice. 1993. Vol. 32. Iss. 3.
- Facione P. Critical Thinking: A Statement of Expert Consensus for Purposes of Educational Assessment and Instruction. ERIC Doc. № ED 315 423. Fullerton: California State University, 1990.
- Hitchcock D. Seven philosophical conceptions of critical thinking: Themes, variations, implications // Critical thinking and reasoning: Theory, development, instruction, and assessment / ed. by D. Fasko, Jr. & F. Fair. Leiden: Brill Sense, 2021.
- Lai E. R. Critical Thinking: A Literature Review Research Report. L.: Parsons Publishing, 2011.
- Liu O. L., Frankel L., Roohr K. C. Assessing Critical Thinking in Higher Education: Current State and Directions for Next-Generation Assessment // ETS Research Report Series. 2014. Vol. 1.
Author information
About this article
Publication history
- Received: December 7, 2024.
- Published: January 16, 2025.
Keywords
- развитие универсальных и профессиональных компетенций
- методики развития умений критического мышления
- структура критического мышления студентов вуза
- педагогические сценарии учебной деятельности
- обучение иностранному языку
- development of universal and professional competencies
- methods of developing critical thinking skills
- structure of critical thinking of university students
- pedagogical scenarios of educational activities
- teaching a foreign language
Copyright
© 2025 The Author(s)
© 2025 Gramota Publishing, LLC