Развитие критического мышления студентов аграрного вуза в процессе изучения иностранных языков
Аннотация
Цель исследования заключается в обосновании необходимости развития у студентов аграрного вуза умений критического мышления в процессе обучения иностранным языкам. В статье анализируются основные теоретические подходы к пониманию критического мышления как основополагающего феномена для развития универсальных и профессиональных компетенций будущих специалистов в области философии, психологии, педагогики; определяются основные компоненты в структуре критического мышления студентов вуза; выделяются знания и умения, значимые для развития данного феномена в процессе обучения иностранным языкам, а именно: умения анализа, синтеза, аргументации. Научная новизна исследования состоит в разработке методики развития умений критического мышления студентов при обучении иностранному языку в аграрном вузе с учетом выявленных методических условий: использование учебно-профессиональных задач, проблемных ситуаций в профессиональном контексте; последовательный переход в процессе иноязычного обучения от приемов и заданий на развитие умений анализа к развитию умений синтеза и аргументации; учет индивидуальных интеллектуальных способностей студента, а также особенностей современного цифрового поколения студентов. В результате разработаны педагогические сценарии организации учебной деятельности студентов по иностранному языку, способствующие развитию умений критического мышления студентов аграрного вуза при обучении иностранному языку.
Источники
- Барбашина Э. В., Гуляевская Н. В. Критическое мышление и его изучение как дисциплины в высших учебных заведениях // Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т. 13. № 3.
- Бим И. Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: ИНЭК, 2007.
- Бутенко А. В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика. М.: Мирос, 2002.
- Василькова О. В., Новикова Л. А. Развитие критического мышления студентов неязыкового вуза при обучении иноязычной деловой коммуникации // Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2024. № 5.
- Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // HomoCyberus. 2019. № 1 (6).
- Выготский Л. С. Психология развития. Избранные работы. М.: Юрайт, 2024.
- Гиринский А. А., Лепетюхина А. О., Пащенко Т. В. Концепция критического мышления: генезис понятия и актуальные проблемы применения в образовании // Мир психологии. 2023. № 3 (114).
- Грифцова И., Сорина Г. В. Критическое мышление против псевдонауки // Человек. 2022. T. 33. Вып. № 1.
- Добрякова М. С., Фрумин И. Д., Баранников К. А., Реморенко И. М., Зиил Н., Мосс Дж., Хаутамяки Я. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020.
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Юрайт, 2024.
- Евдокимова М. Г. Интегративные тенденции развития иноязычного образования в неязыковом вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. Вып. 2 (839).
- Журбенко Н. Л., Шейпак О. А., Артюшина Г. Г., Судилина Е. В. Развитие навыков критического мышления студентов неязыковых специальностей // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023. Т. 29. № 2.
- Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.
- Киреева Н. В., Чудинова Е. В. Развитие критического мышления как способ преодоления формирования упрощенного мышления в эпоху цифровизации образования // Высшее образование сегодня. 2021. № 9-10.
- Козолупенко Д. П. Инверсия основных тенденций цифровизации в образовательном пространстве // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 12.
- Корешникова Ю. Н., Фрумин И. Д., Пащенко Т. В. Барьеры для создания педагогических условий развития критического мышления в российских вузах // Педагогика. 2020. Т. 84. № 9.
- Корешникова Ю. Н., Фрумин И. Д., Пащенко Т. В. Организационные и педагогические условия формирования навыка критического мышления у студентов российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2021. № 25 (1).
- Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды. Воронеж: МОДЭК, 2003.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005.
- Либин А. В., Либина Е. В., Архипова Н. И., Павленко О. В. Социогуманитарные риски глобальной цифровизации общества // Информационное общество. 2019. № 3.
- Майборода С. В. Коммуникативно-когнитивный подход в обучении связной речи иностранных студентов-медиков // Педагогика высшей школы. 2016. № 1.
- Михайлова А. М. Развитие критического и креативного мышления на уроках с использованием ИКТ: теоретические основания и практические примеры // Информатика и образование. 2021. Т. 36. № 6.
- Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО, 2022.
- Новикова Л. А., Русанова И. Ю. Обучение студентов неязыкового вуза профессионально-ориентированному чтению цифровых текстов на иностранном языке: риски и возможности // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 11.
- Пащенко Т. В. Формирование критического мышления взрослых с использованием проблемно-ориентированного обучения в онлайн-среде // Вопросы образования. 2024. № 2.
- Романова Е. Н. Развитие навыков критического мышления студентов в преподавании иностранного языка // Гуманитарный научный вестник. 2024. № 4.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.
- Садова А. Р., Хиль Ю. С., Пащенко Т. В., Тарасова К. В. Измерение критического мышления взрослых: методология и опыт разработки // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11. № 4.
- Сергеева Н. Н., Сорокоумова С. Н. Профессионально ориентированный подход при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: сущность и принципы // Язык и культура. 2022. № 57.
- Спиридонова Ю. С. Взаимосвязь цифровой культуры и критического мышления будущего учителя в условиях цифровизации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». 2024. № 18 (2).
- Тарасова К. В., Талов Д. П., Щеглова И. А., Пащенко Т. В., Беляева А. Ю. Формируя критическое мышление: роль эпистемических убеждений и стилей обучения студентов российских вузов // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2024. № 4.
- Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000.
- Шукурова И. В., Чеснокова Н. Е. Развитие критического мышления студентов неязыковых направлений подготовки на основе учебных иноязычных текстов // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 2.
- Щепилова А. В. Содержание и предметные результаты обучения иностранному языку: структурирование и описание // Иностранные языки в школе. 2018. № 1.
- Юсупова Т. Г. Содержание когнитивно-коммуникативного подхода к обучению иностранному языку // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2014. Т. 20.
- Dwyer C. P., Hogan M. J., Stewart I. An integrated critical thinking framework for the 21st century // Thinking Skills and Creativity. 2014. Vol. 12.
- Ennis R. H. Critical Thinking Assessment // Theory into Practice. 1993. Vol. 32. Iss. 3.
- Facione P. Critical Thinking: A Statement of Expert Consensus for Purposes of Educational Assessment and Instruction. ERIC Doc. № ED 315 423. Fullerton: California State University, 1990.
- Hitchcock D. Seven philosophical conceptions of critical thinking: Themes, variations, implications // Critical thinking and reasoning: Theory, development, instruction, and assessment / ed. by D. Fasko, Jr. & F. Fair. Leiden: Brill Sense, 2021.
- Lai E. R. Critical Thinking: A Literature Review Research Report. L.: Parsons Publishing, 2011.
- Liu O. L., Frankel L., Roohr K. C. Assessing Critical Thinking in Higher Education: Current State and Directions for Next-Generation Assessment // ETS Research Report Series. 2014. Vol. 1.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 7 декабря 2024.
- Опубликована: 16 января 2025.
Ключевые слова
- развитие универсальных и профессиональных компетенций
- методики развития умений критического мышления
- структура критического мышления студентов вуза
- педагогические сценарии учебной деятельности
- обучение иностранному языку
- development of universal and professional competencies
- methods of developing critical thinking skills
- structure of critical thinking of university students
- pedagogical scenarios of educational activities
- teaching a foreign language
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»