The peculiarities of theoretical and practical teaching of portrait in the dialogue of the traditions of Western and Chinese painting when training future painters in modern universities and colleges in China
Abstract
The purpose of the study is to identify and characterize the role of portraiture in the system of training future artists in modern Chinese universities and colleges. The article examines the theoretical part of the training of future artists that is the introducing students to the history of portraiture, the specificity of which is to identify the difference in "eastern" and "Western" approaches, as well as their transformation over time. In the framework of practical classes, students practice in the field of compositional portraiture, taking into account the peculiarities of Western European and national traditional art. When creating compositions, students independently choose materials and methods of expression, focusing on nature and developing an individual manner based on the synthesis of different traditions. The scientific novelty of the study lies in the fact that for the first time, based on the experience of various Chinese art teachers, it describes and systematizes the components of a modern educational process focused on teaching portraiture. As a result of the research, it was found that the acquaintance of future artists with portraiture necessarily includes a theoretical and practical component. The first one demonstrates the difference in the approaches of Western and Chinese art in the interpretation and means of expressing the portrait image, but at the same time the convergence in the process of transformations in the art of the 20th and 21st centuries. As part of the second component, students, after mastering the basics of constructing such images in both Chinese and Western painting, independently choose creative methods and artistic language, but based on nature.
References
- Авдеева О. И., Лозовская Е. И. Обучение русским терминам изобразительного искусства китайских студентов художественного профиля // Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам: материалы V всероссийской научно-практической конференции с международным участием. М.: Изд-во МПГУ, 2022.
- Ань Ци. Современный китайский художник в пространстве глобализирующегося мира: на примере творчества Хэ Долина: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2017.
- Белозерова В. Г. Китайский свиток. М.: ГосНИИР, 1995.
- Ван М. Методика интегративного обучения академической живописи в системе художественно-педагогического образования России и Китая: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2017.
- Ван Ф. Современное искусство Китая в контексте мирового художественного процесса: дисс. … к. иск. М., 2008.
- Виноградова H. A. Китайская пейзажная живопись. М.: Изобразительное искусство, 1972.
- Дай Ч. Трансформация статуса современного искусства в России и в Китае: компаративный анализ: дисс. … к. культ. СПб., 2021.
- Завадская Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.: Искусство, 1975.
- Кравцова М. Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая. СПб.: Лань; ТРИАДА, 2004.
- Ли И. Жанровые особенности китайского исторического портрета // Национальная культура глазами молодых: сборник научных статей ХLVII итоговой научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов. Мн.: Изд-во БГУКИ, 2023.
- Ли Я. Российско-китайские связи в системе высшего художественного образования и их роль в становлении реалистической живописи КНР: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2008.
- Лэ Ч. Возможности применения метода реализма в профессиональном художественном образовании Китая // Современное педагогическое образование. 2024. № 3.
- Люй Ш. Методика интенсивного обучения основам академического рисунка в условиях диалога культур: дисс. … к. пед. н. Ростов н/Д, 2012.
- Малявин В. В. Китайское искусство. Принципы. Школы. Мастера. М.: ACT, 2004.
- Присяжная И. М., Шкиль О. С., Ян Сяонань. Формирование культурно-творческого познавательного интереса, при использовании педагогических методов развития в обучении при написании портретов китайских студентов // Теории, школы и концепции устойчивого развития науки в современных условиях: сборник статей по итогам международной научно-практической конференции. Стерлитамак: АМИ, 2024.
- Сурина М. О., Сурин А. А. Системы обучения рисованию портрета в европейском и китайском искусстве // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4 (60).
- Хань Д. Современный портрет как отражение изменяющейся системы моральных ценностей в Китае XXI века // Искусство и диалог культур: сборник трудов XV международной научно-практической конференции. СПб.: Астерион, 2022.
- Хань Ю. История возникновения портрета маслом в искусстве Китая // Искусство и диалог культур: сборник научных трудов XII международной межвузовской научно-практической конференции / под ред. С. В. Анчукова, Т. В. Горбуновой, О. Л. Некрасовой-Каратеевой. СПб.: Книжный дом, 2018. Вып. 12.
- Цуй В. Методические особенности обучения портретной живописи в вузах Китая // Искусствознание и педагогика: диалектика взаимосвязи и взаимодействия: сборник трудов XIV международной межвузовской научно-практической конференции. СПб.: Астерион, 2021. Вып. XIV.
- Чжан М. Образ человека в китайском портрете как отражение идеалов национальной философии // Искусство и диалог культур: сборник трудов XV международной научно-практической конференции. СПб.: Астерион, 2022.
- Чжао Ш. Философско-культурологический дискурс китайского неореализма: на материалах современного изобразительного искусства: автореф. дисс. … к. филос. н. Чита, 2024.
- Чэнь Ч. Китайская реалистическая живопись XX века: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2006.
- Юй А. Традиции академического рисунка в художественно-педагогическом образовании России и Китая: сравнительный анализ: дисс. … к. пед. н. СПб., 2007.
- Яковлева Н. Ф. Традиционная китайская живопись: культурологический анализ: автореф. дисс. … к. культ. Чита, 2013.
- Ян Ч. Взаимовлияние китайской и западной живописи в методике обучения в художественных вузах современного Китая // Искусство и диалог культур: сборник трудов XV международной научно-практической конференции. СПб.: Астерион, 2022.
- Ян Я. Путь формирования собственного стиля в искусстве портретной масляной живописи Китая // Искусствознание и педагогика диалектика. Взаимосвязи и взаимодействия: материалы VIII международной межвузовской научно-практической конференции. СПб.: Астерион, 2020. Вып. 8.
- 马山. 浅谈人物肖像教学的新模式 // 乐山师范学院学报. 2007. № 11 (Ма Шань. Краткое обсуждение новой модели преподавания портретов // Журнал Педагогического университета Лэшань. 2007. № 11).
Author information
About this article
Publication history
- Received: October 14, 2024.
- Published: January 17, 2025.
Keywords
- обучение портретной живописи
- подготовка художников в китайских университетах
- история портретной живописи
- обучение композиционному построению портретного образа
- portrait painting training
- training of artists in Chinese universities
- history of portraiture
- training in the compositional construction of a portrait image
Copyright
© 2025 The Author(s)
© 2025 Gramota Publishing, LLC