• Научная статья
  • 17 января 2025
  • Открытый доступ

Особенности теоретического и практического преподавания портрета в диалоге традиций западной и китайской живописи при подготовке будущих живописцев в современных вузах и колледжах Китая

Аннотация

Цель исследования – выявить и дать характеристику роли портретной живописи в системе подготовки будущих художников в современных китайских вузах и колледжах. В статье рассмотрена теоретическая часть подготовки будущих художников – знакомство студентов с историей портретистики, специфика которой заключается в выявлении разницы в «восточном» и «западном» подходах, а также трансформации их во времени. В рамках практических занятий обучающиеся упражняются в области композиционного построения портретного образа, учитывая особенности западноевропейского и национального традиционного искусства. При создании композиций студенты самостоятельно выбирают материалы и методы выражения, ориентируясь на натуру и выработку индивидуальной манеры на основе синтеза разных традиций. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые на основе опыта разных педагогов-художников Китая описываются и систематизируются компоненты современного учебного процесса, ориентированного на обучение портрету. В результате исследования установлено, что знакомство будущих художников с портретистикой обязательно включает теоретический и практический компоненты. В рамках первого демонстрируется разница в подходах западного и китайского искусства в трактовке и средствах выражения портретного образа, но вместе с тем и сближение в процессе трансформаций в искусстве XX и XXI веков. В рамках второго компонента студенты после освоения основ построения таких изображений и в китайской, и в западной живописи самостоятельно выбирают творческие методы и художественный язык, но с опорой на натуру.

Источники

  1. Авдеева О. И., Лозовская Е. И. Обучение русским терминам изобразительного искусства китайских студентов художественного профиля // Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам: материалы V всероссийской научно-практической конференции с международным участием. М.: Изд-во МПГУ, 2022.
  2. Ань Ци. Современный китайский художник в пространстве глобализирующегося мира: на примере творчества Хэ Долина: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2017.
  3. Белозерова В. Г. Китайский свиток. М.: ГосНИИР, 1995.
  4. Ван М. Методика интегративного обучения академической живописи в системе художественно-педагогического образования России и Китая: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2017.
  5. Ван Ф. Современное искусство Китая в контексте мирового художественного процесса: дисс. … к. иск. М., 2008.
  6. Виноградова H. A. Китайская пейзажная живопись. М.: Изобразительное искусство, 1972.
  7. Дай Ч. Трансформация статуса современного искусства в России и в Китае: компаративный анализ: дисс. … к. культ. СПб., 2021.
  8. Завадская Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.: Искусство, 1975.
  9. Кравцова М. Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая. СПб.: Лань; ТРИАДА, 2004.
  10. Ли И. Жанровые особенности китайского исторического портрета // Национальная культура глазами молодых: сборник научных статей ХLVII итоговой научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов. Мн.: Изд-во БГУКИ, 2023.
  11. Ли Я. Российско-китайские связи в системе высшего художественного образования и их роль в становлении реалистической живописи КНР: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2008.
  12. Лэ Ч. Возможности применения метода реализма в профессиональном художественном образовании Китая // Современное педагогическое образование. 2024. № 3.
  13. Люй Ш. Методика интенсивного обучения основам академического рисунка в условиях диалога культур: дисс. … к. пед. н. Ростов н/Д, 2012.
  14. Малявин В. В. Китайское искусство. Принципы. Школы. Мастера. М.: ACT, 2004.
  15. Присяжная И. М., Шкиль О. С., Ян Сяонань. Формирование культурно-творческого познавательного интереса, при использовании педагогических методов развития в обучении при написании портретов китайских студентов // Теории, школы и концепции устойчивого развития науки в современных условиях: сборник статей по итогам международной научно-практической конференции. Стерлитамак: АМИ, 2024.
  16. Сурина М. О., Сурин А. А. Системы обучения рисованию портрета в европейском и китайском искусстве // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4 (60).
  17. Хань Д. Современный портрет как отражение изменяющейся системы моральных ценностей в Китае XXI века // Искусство и диалог культур: сборник трудов XV международной научно-практической конференции. СПб.: Астерион, 2022.
  18. Хань Ю. История возникновения портрета маслом в искусстве Китая // Искусство и диалог культур: сборник научных трудов XII международной межвузовской научно-практической конференции / под ред. С. В. Анчукова, Т. В. Горбуновой, О. Л. Некрасовой-Каратеевой. СПб.: Книжный дом, 2018. Вып. 12.
  19. Цуй В. Методические особенности обучения портретной живописи в вузах Китая // Искусствознание и педагогика: диалектика взаимосвязи и взаимодействия: сборник трудов XIV международной межвузовской научно-практической конференции. СПб.: Астерион, 2021. Вып. XIV.
  20. Чжан М. Образ человека в китайском портрете как отражение идеалов национальной философии // Искусство и диалог культур: сборник трудов XV международной научно-практической конференции. СПб.: Астерион, 2022.
  21. Чжао Ш. Философско-культурологический дискурс китайского неореализма: на материалах современного изобразительного искусства: автореф. дисс. … к. филос. н. Чита, 2024.
  22. Чэнь Ч. Китайская реалистическая живопись XX века: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2006.
  23. Юй А. Традиции академического рисунка в художественно-педагогическом образовании России и Китая: сравнительный анализ: дисс. … к. пед. н. СПб., 2007.
  24. Яковлева Н. Ф. Традиционная китайская живопись: культурологический анализ: автореф. дисс. … к. культ. Чита, 2013.
  25. Ян Ч. Взаимовлияние китайской и западной живописи в методике обучения в художественных вузах современного Китая // Искусство и диалог культур: сборник трудов XV международной научно-практической конференции. СПб.: Астерион, 2022.
  26. Ян Я. Путь формирования собственного стиля в искусстве портретной масляной живописи Китая // Искусствознание и педагогика диалектика. Взаимосвязи и взаимодействия: материалы VIII международной межвузовской научно-практической конференции. СПб.: Астерион, 2020. Вып. 8.
  27. 马山. 浅谈人物肖像教学的新模式 // 乐山师范学院学报. 2007. № 11 (Ма Шань. Краткое обсуждение новой модели преподавания портретов // Журнал Педагогического университета Лэшань. 2007. № 11).

Информация об авторах

Цуй Вэньсинь

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 октября 2024.
  • Опубликована: 17 января 2025.

Ключевые слова

  • обучение портретной живописи
  • подготовка художников в китайских университетах
  • история портретной живописи
  • обучение композиционному построению портретного образа
  • portrait painting training
  • training of artists in Chinese universities
  • history of portraiture
  • training in the compositional construction of a portrait image

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)