• Original research article
  • January 30, 2025
  • Open access

Initial stage of teaching Chinese students word order in Russian sentences with a static adverbial of place

Abstract

This study aims to describe the organization of instruction in word order in Russian sentences with a static adverbial of place for Chinese students beginning to learn Russian as a foreign language. The novelty of this research lies in the description of techniques that promote the development of speaking and listening skills in Chinese students when learning the construction of Russian sentences with a static adverbial of place at the initial stage of learning. As a result, the difficulties faced by Chinese students were identified; a teaching principle for this grammatical topic was defined, taking into account the development of speaking and listening skills; preparatory and communicative tasks were developed to lay the foundation for linguistic knowledge about actual sentence division and to teach Chinese students to construct their own oral utterances in Russian, considering the communicative setting, as well as to understand spoken sentences with different intentions.

References

  1. Ван Сяоцянь. Сопоставительный анализ способов выражения пространственно-статических отношений в русском и китайском языках // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. Т. 8. № 1.
  2. Вохмина Л. Л., Куваева А. С., Хавронина С. А. Система упражнений по обучению устной иноязычной речи: теория и практика (на примере русского языка как иностранного). СПб.: Златоуст, 2020.
  3. Всеволодова М. В., Владимирский Е. Ю. Способы выражения пространственных отношений в современном русском языке. М.: ЛКИ, 2008.
  4. Горелов В. И. Теоретическая грамматика китайского языка: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.». М.: Просвещение, 1989.
  5. Ильина О. А., Буинь Цимике. Выражение пространственных отношений в русском и китайском языках (на материале текстов инженерного дискурса) // Международный научный журнал. 2022. № 3 (84).
  6. Келиму А. Актуальное членение предложения и основные средства его выражения в русском и китайском языках // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3 (94).
  7. Ковтунова И. И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М.: URSS, 2002.
  8. Крылова О. А., Хавронина С. А. Порядок слов в русском языке. Лингводидактический аспект. М.: Русский язык. Курсы, 2015.
  9. Крючкова Л. С. Преподавателю РКИ: падежная и предложно-падежная система русского языка: функционально-семантический аспект. М.: Флинта, 2015.
  10. Крючкова Л. С. Структурные и функциональные закономерности порядка слов в русском языке. Теория и практика. М.: Флинта, 2024.
  11. Лу Чи. Факторы нарушения порядка слов при переводе с русского языка на китайский // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 4.
  12. Мао Юйпэн. Лингводидактическая модель обучения китайских студентов закономерностям порядка слов в русском языке: дисс. … к. пед. н. М., 2024.
  13. Мао Юйпэн. Позиция обстоятельства в русском языке в сопоставлении с китайским // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 1 (92).
  14. Сун Цзяминь. Специфика выражения категории пространства в русском и китайском языках // Современный ученый. 2024. № 4.
  15. Цин Ван. Функциональность порядка слов в русском и китайском простом повествовательном предложении // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. 2019. № 1 (219).
  16. Чекулаева А. С. Обстоятельство места в китайском языке: виды, способы выражения и позиции в предложении // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия A. Гуманитарные науки. 2020. № 2.
  17. Чжао Сяобин. К вопросу о порядке слов в русском и китайском языках: трансформации при переводе // Гуманитарный вектор. 2016. Т. 11. № 3.
  18. Шатравка А. В. Грамматические способы выражения места в современном китайском языке // Общество и государство в Китае. 2014. Т. XLIV. Ч. 2.
  19. Яо Цзяжу. Средства выражения пространственных значений в русском и китайском языках (лингводидактический аспект) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2016. № 4.
  20. Яо Цзяжу. Трудности усвоения китайцами русских предложно-падежных форм с пространственным значением // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2015. № 3.

Author information

Tatyana Yurievna Romanova

RUDN University, Moscow

About this article

Publication history

  • Received: December 11, 2024.
  • Published: January 30, 2025.

Keywords

  • русский язык как иностранный
  • национально ориентированный подход
  • китайские студенты
  • обстоятельство места
  • коммуникативная установка
  • Russian as a foreign language
  • nationally-oriented approach
  • Chinese students
  • adverbial of place
  • communicative setting

Copyright

© 2025 The Author(s)
© 2025 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)