• Научная статья
  • 30 января 2025
  • Открытый доступ

Начальный этап обучения китайских студентов порядку слов в русских предложениях со статическим обстоятельством места

Аннотация

Целью данного исследования является описание организации работы при обучении словорасположению в русских предложениях со статическим обстоятельством места китайских студентов, приступивших к изучению русского языка как иностранного. Научная новизна исследования заключается в описании приемов, способствующих развитию у китайских студентов навыков и умений говорения, аудирования при изучении построения русского предложения со статическим обстоятельством места на начальном этапе обучения. В результате были выяснены трудности, с которыми сталкиваются китайские студенты, определен принцип работы при обучении данной грамматической теме с учетом развития таких видов речевой деятельности, как говорение и аудирование, разработаны подготовительные и коммуникативные задания, позволяющие заложить основы лингвистических знаний об актуальном членении предложения и обучать китайских студентов конструированию собственных устно-речевых высказываний на русском языке с учетом коммуникативной установки, а также восприятию на слух предложений с разным замыслом.

Источники

  1. Ван Сяоцянь. Сопоставительный анализ способов выражения пространственно-статических отношений в русском и китайском языках // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. Т. 8. № 1.
  2. Вохмина Л. Л., Куваева А. С., Хавронина С. А. Система упражнений по обучению устной иноязычной речи: теория и практика (на примере русского языка как иностранного). СПб.: Златоуст, 2020.
  3. Всеволодова М. В., Владимирский Е. Ю. Способы выражения пространственных отношений в современном русском языке. М.: ЛКИ, 2008.
  4. Горелов В. И. Теоретическая грамматика китайского языка: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.». М.: Просвещение, 1989.
  5. Ильина О. А., Буинь Цимике. Выражение пространственных отношений в русском и китайском языках (на материале текстов инженерного дискурса) // Международный научный журнал. 2022. № 3 (84).
  6. Келиму А. Актуальное членение предложения и основные средства его выражения в русском и китайском языках // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3 (94).
  7. Ковтунова И. И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М.: URSS, 2002.
  8. Крылова О. А., Хавронина С. А. Порядок слов в русском языке. Лингводидактический аспект. М.: Русский язык. Курсы, 2015.
  9. Крючкова Л. С. Преподавателю РКИ: падежная и предложно-падежная система русского языка: функционально-семантический аспект. М.: Флинта, 2015.
  10. Крючкова Л. С. Структурные и функциональные закономерности порядка слов в русском языке. Теория и практика. М.: Флинта, 2024.
  11. Лу Чи. Факторы нарушения порядка слов при переводе с русского языка на китайский // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 4.
  12. Мао Юйпэн. Лингводидактическая модель обучения китайских студентов закономерностям порядка слов в русском языке: дисс. … к. пед. н. М., 2024.
  13. Мао Юйпэн. Позиция обстоятельства в русском языке в сопоставлении с китайским // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 1 (92).
  14. Сун Цзяминь. Специфика выражения категории пространства в русском и китайском языках // Современный ученый. 2024. № 4.
  15. Цин Ван. Функциональность порядка слов в русском и китайском простом повествовательном предложении // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. 2019. № 1 (219).
  16. Чекулаева А. С. Обстоятельство места в китайском языке: виды, способы выражения и позиции в предложении // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия A. Гуманитарные науки. 2020. № 2.
  17. Чжао Сяобин. К вопросу о порядке слов в русском и китайском языках: трансформации при переводе // Гуманитарный вектор. 2016. Т. 11. № 3.
  18. Шатравка А. В. Грамматические способы выражения места в современном китайском языке // Общество и государство в Китае. 2014. Т. XLIV. Ч. 2.
  19. Яо Цзяжу. Средства выражения пространственных значений в русском и китайском языках (лингводидактический аспект) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2016. № 4.
  20. Яо Цзяжу. Трудности усвоения китайцами русских предложно-падежных форм с пространственным значением // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2015. № 3.

Информация об авторах

Романова Татьяна Юрьевна

Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 декабря 2024.
  • Опубликована: 30 января 2025.

Ключевые слова

  • русский язык как иностранный
  • национально ориентированный подход
  • китайские студенты
  • обстоятельство места
  • коммуникативная установка
  • Russian as a foreign language
  • nationally-oriented approach
  • Chinese students
  • adverbial of place
  • communicative setting

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)