Medical students’ communicative competence development: the integrative approach
Abstract
The aim of this study is to identify effective approaches to the development of communicative competence in future doctors during the process of learning Russian and a foreign language (English). The article considers the feasibility of using an integrative approach in the formation of communicative competence in a future specialist; analyzes the components of the concepts of "competence," "competency," and "communicative competence"; defines the foundations for integrating learning material in Russian and a foreign language; and proposes types of assignments for conducting integrated lessons in Russian and a foreign language that contribute to the effective formation of communicative competence. The scientific novelty of the research lies in the development of a method for applying an integrative approach based on the analysis of a literary text in order to form communicative competence in medical students during their study of Russian and a foreign language (English). The study found that the process of forming communicative competence in students can be linked to the development of speech skills and a broad outlook based on the interaction of all types of speech activity during the analysis and translation of literary texts.
References
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009.
- Василенко Т. Д., Смирнов Н. В., Дмитренко В. И. Взаимосвязь эмоционально-личностных особенностей студентов медицинского ВУЗа с коммуникативной компетентностью будущего врача // Медицинская психология в России: сетевой научный журнал. 2023. T. 15. № 3.
- Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М.: Новое литературное обозрение, 1996.
- Дейкина А. Д. Аксиологические конструкты в обучении русскому языку // Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам. Русский язык как средство педагогического воздействия и взаимодействия в школе и вузе: материалы VII всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. М., 2024.
- Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. 2012. № 6.
- Клычникова З. Н. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: пособие для учителя. Изд-е 2-е, испр. М.: Просвещение, 1983.
- Курцева З. И. Роль текстов в формировании у обучающихся опыта нравственно значимой деятельности // Текст, речевая культура, речевое поведение в методике преподавания русского языка: сборник материалов международной науч.-практ. конф., посвященной Году педагога и наставника (к 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского), 24-25 марта 2023 г. / отв. ред.: А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко, О. Н. Левушкина. М.: МПГУ, 2023.
- Леонов С. А. Интегрированный урок литературы: книга для учителей и учащихся. М.: МИГУ, 1999.
- Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999.
- Мазаева И. А., Гончарова Н. В. Самостоятельное чтение студентов как основа их профессионального и личностного становления // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО: по материалам Расширенного заседания Отделения российской словесности РАО / сост. и ред. академик РАО, д. пед. н., проф., сопредседатель Научного совета по проблемам чтения Ю. П. Мелентьева. М.: ФГБУН РАН «Наука», 2024. Вып. 21.
- Мелентьева Ю. П. Культура чтения как интегративное качество чтения: эволюция понятия // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. К 80-летию Российской академии образования: по материалам Постоянного Круглого стола по проблемам чтения РАО / под ред. В. А. Лекторского. М.: ФГБУН «Наука» РАН, 2023. Вып. 20.
- Набатова Л. Б., Рехлова А. В., Бамбурова Е. А. Итоги реализации интегральной технологии обучения в условиях дистанционного проведения занятий в вузе в период пандемии // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-4.
- Николаева Е. А. Профилизация литературы средствами межпредметной интеграции // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 8.
- Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013.
- Сахно Л. В., Орел В. И., Колтунцева И. В., Рыкачевская А. Г., Мишкина Т. В., Ревнова М. О., Гайдук И. М., Баирова С. В., Полищук Т. В. Обучение коммуникативным навыкам студентов медицинских вузов – мода или назревшая необходимость? (Обзор литературы и опыт преподавания) // Профилактическая медицина. 2021. Т. 24. № 4.
- Смирнова Л. Е. Развитие познавательной мотивации студентов на основе образно-эмоциональных учебных ситуаций: теоретико-методологический аспект: монография. Ульяновск: УлГТУ, 2010.
- Соколова В. А., Титова Ю. В. Интегративный подход в преподавании иностранного языка в профессиональной деятельности // Высшее образование в России. 2021. № 10.
- Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218).
- Чапаев Н. К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология: монография. Изд-е 4-е, стер. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2023.
- Яковлев И. П. Интегративные процессы в высшей школе. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1980.
Author information
About this article
Publication history
- Received: January 2, 2025.
- Published: February 4, 2025.
Keywords
- формирование коммуникативной компетенции у будущих врачей
- интегративный подход
- интеграция учебного материала по русскому и иностранному языкам
- студенты медицинского вуза
- development of communicative competence in future doctors
- integrative approach
- integration of learning material in Russian and a foreign language
- medical students
Copyright
© 2025 The Author(s)
© 2025 Gramota Publishing, LLC