Conditions for realizing the motivating function of assessment in learning Russian as a foreign language at university
Abstract
The aim of the research is to determine the conditions under which assessment promotes increased motivation for learning the Russian language among foreign students receiving education in Russian universities. The article examines the influence of different types of assessment conducted in Russian as a foreign language classes on the formation of motivation to learn. Significant attention is paid to the specific features of organizing ongoing and intermediate assessment. The scientific novelty of the research lies in identifying the factors under the influence of which assessment loses its motivating function and contributes to demotivation in students. The possibilities of eliminating these factors and preventing their occurrence are considered. The study reveals a connection between demotivating factors and the personal characteristics of students and the specific features of the organization of the educational process. Ways to optimize the preparation and implementation of assessment are proposed.
References
- Гайдукова О. В., Мухаммад Л. П. Снятие психологического барьера у иностранных учащихся на начальном этапе обучения русскому языку // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: сборник материалов V международной научно-методической конференции (г. Воронеж, 25-27 января 2018 года). Воронеж: Научная книга, 2018.
- Гончарова А. В. Контроль и оценка деятельности учащихся при обучении русскому языку как иностранному // Эпоха науки. 2016. № 5.
- Грекова В. А. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация: основные теории и подходы // Северо-Кавказский психологический вестник. 2008. № 3.
- Добровольская В. В. Текущий контроль в учебном процессе по РКИ // Актуальные проблемы обучения русскому языку как иностранному и русскому языку как неродному: сборник статей. М.: Московский государственный областной университет, 2017.
- Егорова Г. Н., Пономарева Е. Ю., Прибыткова О. В., Сихарулидзе Д. Х. Рейтинговый контроль знаний как наиболее эффективный способ повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка в техническом вузе // Современный ученый. 2019. № 2.
- Желтов А. С. Тестирование как средство повышения мотивации учащихся // Современные тенденции языкового образования: опыт, проблемы, перспективы: сборник статей участников IV международной научно-практической конференции (г. Арзамас, 28 марта 2022 года). Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2022.
- Каменева И. О. Контроль как средство формирования учебной мотивации студентов высших учебных заведений: автореф. дисс. … к. пед. н. Саранск, 2009.
- Кононок А. С. Игры с использованием карточной колоды как способ контроля знаний и поднятия мотивации на уроке иностранного языка // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и перспективы развития: материалы V международной научно-практической онлайн-конференции студентов и молодых учёных (г. Москва, 12 февраля 2020 года). М.: Московский государственный областной университет, 2020.
- Корчагина Е. Л. Лингводидактическое описание как основа реализации уровневого подхода в системе преподавания РКИ // Уроки русской словесности: сборник научных трудов / под ред. Л. А. Константиновой. Тула – М.: Тульский государственный университет, 2017.
- Милованова Т. М., Сырецкая В. А. Контроль как мотивация деятельности студентов в обучении иностранному языку // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2011. Т. 6.
- Михалкина И. В. К вопросу о лингводидактических основах организации контроля при обучении русскому языку как иностранному // Язык, сознание, коммуникация. 2000. Вып. 12.
- Никитская М. Г. Исследования целей достижения и направленности в контексте учебной мотивации // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 2.
- Пономарева Е. Ю., Прибыткова О. В. Оценка эффективности рейтингового контроля как способа повышения мотивации обучающихся к изучению ИЯ в техническом вузе // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2019. № 5 (27).
- Самчик Н. Н. Обучающее тестирование на занятиях по русскому языку как иностранному // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 3 (36).
Author information
About this article
Publication history
- Received: January 2, 2025.
- Published: February 5, 2025.
Keywords
- текущий и промежуточный контроль
- внешняя и внутренняя мотивация
- иностранные учащиеся российских вузов
- обучение русскому языку как иностранному
- факторы демотивации обучающихся
- ongoing and intermediate assessment
- extrinsic and intrinsic motivation
- foreign students in Russian universities
- teaching Russian as a foreign language
- factors of student demotivation
Copyright
© 2025 The Author(s)
© 2025 Gramota Publishing, LLC