• Научная статья
  • 5 февраля 2025
  • Открытый доступ

Условия реализации мотивирующей функции контроля при изучении русского языка как иностранного в вузе

Аннотация

Цель исследования – определение условий, при которых контроль способствует повышению мотивации к изучению русского языка у иностранцев, получающих образование в российских вузах. В статье рассматривается влияние разных видов контроля, который проводится на занятиях по русскому языку как иностранному, на формирование мотивации к учению. Большое внимание уделяется особенностям организации текущего и промежуточного контроля. Научная новизна исследования состоит в определении факторов, под влиянием которых контроль теряет мотивирующую функцию и способствует демотивации обучающихся. Рассматриваются возможности устранения этих факторов и предотвращения их появления. В результате исследования выявлена связь демотивирующих факторов с личными характеристиками учащихся и особенностями организации учебного процесса. Предложены пути оптимизации подготовки и проведения контроля.

Источники

  1. Гайдукова О. В., Мухаммад Л. П. Снятие психологического барьера у иностранных учащихся на начальном этапе обучения русскому языку // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: сборник материалов V международной научно-методической конференции (г. Воронеж, 25-27 января 2018 года). Воронеж: Научная книга, 2018.
  2. Гончарова А. В. Контроль и оценка деятельности учащихся при обучении русскому языку как иностранному // Эпоха науки. 2016. № 5.
  3. Грекова В. А. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация: основные теории и подходы // Северо-Кавказский психологический вестник. 2008. № 3.
  4. Добровольская В. В. Текущий контроль в учебном процессе по РКИ // Актуальные проблемы обучения русскому языку как иностранному и русскому языку как неродному: сборник статей. М.: Московский государственный областной университет, 2017.
  5. Егорова Г. Н., Пономарева Е. Ю., Прибыткова О. В., Сихарулидзе Д. Х. Рейтинговый контроль знаний как наиболее эффективный способ повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка в техническом вузе // Современный ученый. 2019. № 2.
  6. Желтов А. С. Тестирование как средство повышения мотивации учащихся // Современные тенденции языкового образования: опыт, проблемы, перспективы: сборник статей участников IV международной научно-практической конференции (г. Арзамас, 28 марта 2022 года). Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2022.
  7. Каменева И. О. Контроль как средство формирования учебной мотивации студентов высших учебных заведений: автореф. дисс. … к. пед. н. Саранск, 2009.
  8. Кононок А. С. Игры с использованием карточной колоды как способ контроля знаний и поднятия мотивации на уроке иностранного языка // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и перспективы развития: материалы V международной научно-практической онлайн-конференции студентов и молодых учёных (г. Москва, 12 февраля 2020 года). М.: Московский государственный областной университет, 2020.
  9. Корчагина Е. Л. Лингводидактическое описание как основа реализации уровневого подхода в системе преподавания РКИ // Уроки русской словесности: сборник научных трудов / под ред. Л. А. Константиновой. Тула – М.: Тульский государственный университет, 2017.
  10. Милованова Т. М., Сырецкая В. А. Контроль как мотивация деятельности студентов в обучении иностранному языку // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2011. Т. 6.
  11. Михалкина И. В. К вопросу о лингводидактических основах организации контроля при обучении русскому языку как иностранному // Язык, сознание, коммуникация. 2000. Вып. 12.
  12. Никитская М. Г. Исследования целей достижения и направленности в контексте учебной мотивации // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 2.
  13. Пономарева Е. Ю., Прибыткова О. В. Оценка эффективности рейтингового контроля как способа повышения мотивации обучающихся к изучению ИЯ в техническом вузе // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2019. № 5 (27).
  14. Самчик Н. Н. Обучающее тестирование на занятиях по русскому языку как иностранному // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 3 (36).

Информация об авторах

Сергеева Ольга Александровна

д. пед. н., проф.

Национальный исследовательский институт «МЭИ», г. Москва

Чубарова Ольга Эдуардовна

к. пед. н.

Национальный исследовательский институт «МЭИ», г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 января 2025.
  • Опубликована: 5 февраля 2025.

Ключевые слова

  • текущий и промежуточный контроль
  • внешняя и внутренняя мотивация
  • иностранные учащиеся российских вузов
  • обучение русскому языку как иностранному
  • факторы демотивации обучающихся
  • ongoing and intermediate assessment
  • extrinsic and intrinsic motivation
  • foreign students in Russian universities
  • teaching Russian as a foreign language
  • factors of student demotivation

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)