Designing assignments with a regional context aimed at developing and assessing scientific literacy of students in grades 5-8
Abstract
The aim of this study is to provide a scientific justification for designing assignments with a regional context, aimed at developing and assessing the scientific literacy of students in grades 5-8. The article highlights the importance of fostering scientific literacy among schoolchildren in the context of the need to strengthen Russia’s scientific and technological sovereignty. The scientific novelty of the research lies in the proposal of an original interpretation of the concept of “assignment with a regional context for the development and assessment of scientific literacy”. This is defined as an assignment aimed at developing/assessing the formation of scientific literacy competencies and based on problem situations with regional content. The distinctions between assignments with a regional context and “traditional” assignments aimed at developing and assessing scientific literacy are determined: the inclusion in their content of descriptions of problem situations characteristic of a specific region, and glocality. The purpose and characteristics of the structural components of an assignment with a regional context for developing and assessing scientific literacy are described. As a result, it was established that the federal state educational standards of the academic subjects “Biology” and “Geography” have the greatest potential for designing assignments with a regional context for the development and assessment of scientific literacy of students in grades 5-8; models of the content of sub-assignments (for the competence “understanding the specifics of scientific research”) have been developed.
References
- Арнст Е. А. Использование практико-ориентированных заданий на учебных занятиях в ходе реализации требований ФГОС нового поколения // Образование. Карьера. Общество. 2020. № 4 (67).
- Барабанов В. В., Жеребцов А. А. Особенности разработки заданий по географии для оценки функциональной грамотности в образовательном процессе // Педагогические измерения. 2020. № 2.
- Виданов Е. Ю., Глотова Е. А., Николенко О. Ю., Федяева Н. Д. Функциональная грамотность VS региональный компонент: от концепции к проектированию и разработке заданий // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2023. № 1 (38).
- Власова И. Н., Дубась Г. И., Худякова А. В. Подготовка педагогов к проектированию экспериментальных заданий для развития естественнонаучной грамотности обучающихся // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55).
- Горбатова О. Н. К вопросу о формировании естественно-научной грамотности школьников (опыт анализа результатов диагностических работ) // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 6.
- Горбатова О. Н. Развитие гуманитарного мышления школьников в условиях регионализации образования: дисс. … к. пед. н. Томск, 2021.
- Гостева Ю. Н., Кузнецова М. И., Сидорова Г. А. Специфика формирования у учащихся основной школы читательской грамотности в процессе работы с множественным текстом // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2. № 1 (90).
- Демидова М. Ю., Добротин Д. Ю., Рохлов В. С. Подходы к разработке заданий по оценке естественнонаучной грамотности обучающихся // Педагогические измерения. 2020. № 2.
- Дубась Г. И., Худякова А. В. Технология проектирования ситуационных задач для развития естественнонаучной грамотности обучающихся // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 3 (49).
- Ковалева Г. С., Колачев Н. И. Функциональность проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2. № 1 (90).
- Комаров Б. А., Комарова Н. А., Симановский В. А., Сурыгина Е. А. Методологический компонент содержания образования как основа учебно-исследовательской, проектной деятельностей и преподавания «Индивидуального проекта» // Информатизация. Образование. Качество: сетевое издание. 26.12.2022. https://iok-journal.ru/publication.htm?pub=107&ysclid=lqxrxr7nur756240457
- Коршунова О. В. Компетентностно-ориентированные задания как средство достижения современных образовательных результатов // Концепт. 2016. № 1. https://e-koncept.ru/2016/76002.htm
- Кузнецов Д. И., Симанова Н. В. Евразийский образ мира и стратегии современного высшего образования // Terra Linguistica. 2016. № 2 (244).
- Никишова Е. А. Формирование у обучающихся читательской и естественнонаучной грамотности при изучении биологии // Педагогические измерения. 2019. № 2.
- Пентин А. Ю., Заграничная Н. А., Паршутина Л. А. Комплексные межпредметные задания с химической составляющей как инструмент формирования и диагностики естественно-научной грамотности учащихся // Школьные технологии. 2016. № 6.
- Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61).
- Рослова Л. О., Краснянская К. А., Квитко Е. С. Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61).
- Суханова А. А. Эффективность формирования функциональной грамотности на уроках биологии // Вестник науки. 2023. Т. 2. № 6 (63).
- Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- Формирование функциональной грамотности школьников: новые дидактические решения: коллективная монография / науч. ред. И. Ю. Тарханова. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021.
- Якунчев М. А., Семенова Н. Г., Маркинов И. Ф. Структура и содержание диагностических заданий в контексте формирования функциональной грамотности обучающихся // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 3.
Author information
About this article
Publication history
- Received: February 1, 2025.
- Published: March 12, 2025.
Keywords
- естественно-научная грамотность
- задание с региональным контекстом
- педагогическое проектирование
- глокальность
- scientific literacy
- assignment with a regional context
- pedagogical design
- glocality
Copyright
© 2025 The Author(s)
© 2025 Gramota Publishing, LLC