Easter Festival as an effective form of increasing university students' interest in Russian cultural traditions
Abstract
This article addresses the issue of declining interest among university students in traditional holidays as part of Russian culture, and the inadequacy of extracurricular activities in educational organizations aimed at popularizing traditional holidays. The purpose of the article is to substantiate the expediency of using a form of extracurricular activity such as a festival in the activities of higher education organizations, which promotes students' interest in Russian culture, including traditional holidays. The scholarly novelty of the research lies in the development of the author's methodology for organizing a festival dedicated to traditional holidays, as well as identifying the pedagogical conditions for its application. The methodology proposed by the author is based on the experience of holding the Moscow Interuniversity Student Easter Festival at the Russian Orthodox University of St. John the Theologian, which became the first mass student extracurricular event in Moscow, taking into account Orthodox themes and held in the format of an open city holiday. As a result of the research, a description of the author's methodology for holding the festival is provided; the pedagogical conditions for its application are determined; and it is also confirmed that this form of extracurricular work is effective and contributes to increasing the interest of the younger generation in Russian cultural traditions.
References
- Белянская В. Э., Билял Э. А. Г. Формирование познавательного интереса как психолого-педагогическая проблема // Традиции и инновации в педагогике начальной школы: сборник научных трудов. Симферополь: Ариал, 2024.
- Березина Ю. Ю., Ерофеева Т. И. Проблемы формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. М.: Московский педагогический государственный университет, 2019.
- Бобков В. В., Татарова С. Ю., Татаров В. Б., Яунбаева Н. С., Румянцева А. А. Анализ организационных и методических особенностей проведения фестиваля ГТО в вузах // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 3 (217).
- Бобровская А. С. Формирование интереса обучающихся к учебной деятельности // Опыт и перспективы обучения иностранным языкам в евразийском образовательном пространстве. 2022. № 7.
- Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В., Стрижак В. А. Роль фестивалей в современном межкультурном взаимодействии // Культура в фокусе научных парадигм. 2021. № 12-13.
- Булуева Ш. И., Цамаева А. А. Развитие у младших школьников познавательного интереса как педагогическая проблема // Известия Чеченского государственного университета. 2020. № 3 (19).
- Бурукина А. В., Фисенко М. А. Способы повышения у школьников мотивации и познавательного интереса к изучению физики // Конвергенция современных образовательных политик для решения проблем Каспийского региона. Приоритет – 2030: сборник трудов международной научно-практической конференции (г. Астрахань, 21-22 апреля 2022 г.). Астрахань, 2022.
- Ван С. Традиционные фестивали Китая как инструмент духовно-нравственного воспитания студентов вузов: опыт и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 6.
- Воля Е. С. Интерес как личностная характеристика // Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм: материалы Международной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения выдающегося отечественного психолога Бориса Михайловича Теплова (г. Москва, 21-22 октября 2021 г.). М.: Психологический институт Российской академии образования, 2021.
- Гапоненко В. М. Основные направления формирования познавательного интереса обучающихся в образовательном процессе вузов культуры // Образование и культурное пространство. 2020. № 3.
- Гуленко И. Л., Садовникова Т. В., Кудрявцева Л. Н. Педагогические техники в обучении русскому языку как способы повышения интереса к учебному материалу // Вестник научных конференций. 2018. № 8-2 (36).
- Данилова А. С. К вопросу о семантическом разграничении категорий «новация» и «инновация» в воспитании // Преподаватель XXI век. 2022a. № 2-2.
- Данилова А. С. Реализация технологии фестивальной педагогики в духовно-нравственном и патриотическом воспитании // Воспитание подрастающего поколения на основе семейных традиций писателя С. Т. Аксакова и социокультурных основ народов России (к 230-летию со дня рождения С. Т. Аксакова): сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Ульяновск, 12-27 сентября 2021 г.). Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2021.
- Данилова А. С. Смысловое разграничение терминов «новация» и «инновация»: компаративистский подход к изучению воспитания в частных школах Великобритании // Филология и культура. 2022b. № 2(68).
- Данилова А. С. Фестивальная педагогика как педагогическая новация. Фестивали Оксфордшира (Великобритания) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. № 4.
- Демидова Н. И., Богданова Е. С. Педагогический фестиваль как средство формирования у обучающихся ценностного отношения к русскому языку // Начальное филологическое образование и подготовка учителя в аксиологическом аспекте: материалы международной научно‐практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (г. Москва, 07 февраля 2020 г.). М.: Экон-Информ, 2020.
- Демина Л. В. Традиционный народный праздник в контексте современной культуры // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011. № 1 (25).
- Ерошина Ю. Г. Внеурочная деятельность в начальной школе как способ повышения интереса к математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № T6.
- Ефремова А. А. Развитие познавательного интереса как научно-педагогическая проблема // Шаг в науку: сборник материалов III Международной научно-практической конференции с участием студентов (г. Грозный, 10 октября 2020 г.). Махачкала: Чеченский государственный педагогический университет, 2020.
- Зайцева И. Д. Православно-патриотический фестиваль как форма духовно-нравственного воспитания // Дошкольное и начальное образование: многообразие подходов: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского» (г. Ярославль, 01-30 сентября 2022 г.): в 2 ч. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2022. Ч. 1.
- Коваленко Н. С. Интернациональный фестиваль русской культуры как эффективная форма внеучебной работы со студентами, изучающими русский язык как иностранный // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. Вып. 9. https://doi.org/10.30853/phil210440
- Козлова Н. А., Строева В. А. Основы формирования познавательного интереса младших школьников // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2019. № 2.
- Кужабекова М. Ю., Гришакова Л. В. Познавательный интерес как педагогическая проблема // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей II Всероссийской студенческой научно-практической конференции (г. Орехово-Зуево, 19 мая 2021 г.). Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2021.
- Кузнецова Н. В., Федулова Ю. А. Нестандартные формы обучения ОБЖ как условие формирования познавательного интереса учащихся // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.
- Ломаев А. Ю. К вопросу о понятии «интереса» в современной философии права // Правовая политика и правовая жизнь. 2011. № 4.
- Медведь Э. И., Киселева О. И., Портников В. И. Музыкальные фестивали в реализации культурной политики России // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 12-1.
- Миннахметов Р. Р., Кожанов В. В., Мухаметсафин Р. С. Характеристика психолого-педагогической сущности интереса учащихся к образовательному процессу // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-4.
- Муртазина Г. Р. Фестиваль как новая форма воспитания этномузыкальной культуры молодежи в условиях вуза // Сохранение историко-культурного наследия – фактор гуманитарной безопасности. Наследие и туризм: материалы международной научно-практической конференции (г. Казань, 22-23 апреля 2016 г.). Казань: Казанский государственный университет культуры и искусств, 2016. Вып. 5.
- Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: ИЭТ, 2013.
- Платошина Н. В. Познавательный интерес как проблема педагогической теории и практики на современном этапе развития образования // Наука и общество в современных условиях: материалы международной научно-практической конференции (г. Уфа, 30-31 октября 2013 г.): в 2 ч. / отв. ред. Т. С. Искужин. Уфа, 2013. Ч. 1.
- Покровская Е. М., Раитина М. Ю. Проектная работа по воспитанию этнической толерантности студентов на примере «фестиваля национальных культур» // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 8.
- Резунков А. Г. Роль традиционных праздников в жизни учащихся Санкт-Петербургских технических колледжей // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2023. Т. 14. № 2.
- Сюй С. Потенциал фестиваля в условиях студенческого фестивального движения в системе подготовки будущего педагога-музыканта в Китае // Адукацыя і выхаванне. 2023. № 7 (379).
- Ткаченко М. Е. Педагогические условия формирования познавательного интереса у обучающихся 5, 6, 7 классов на уроках «Технологии» // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 5.
- Токарь Е. В., Шумилин И. В. Анализ выполнения норм ВФСК «ГТО» среди студентов Амурского государственного университета по результатам фестиваля // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2022. № 6 (208).
- Юлдашбаева А. Ш. Проект Евразийского фольклорного фестиваля в Республике Башкортостан: модель международного фольклорного фестиваля как места «диалога культур» // Вестник культуры и искусств. 2023. № 2 (74).
Author information
About this article
Publication history
- Received: February 14, 2025.
- Published: April 4, 2025.
Keywords
- студенческая молодежь
- русская культура
- традиционные праздники
- внеучебная работа
- студенческий пасхальный фестиваль
- методика организации фестиваля
- повышение интереса молодежи к культурным традициям
- university students
- russian culture
- traditional holidays
- extracurricular activities
- student easter festival
- festival organization methodology
- increasing youth interest in cultural traditions
Copyright
© 2025 The Author(s)
© 2025 Gramota Publishing, LLC