• Original research article
  • May 21, 2025
  • Open access

Digital transformation of general education in the Krasnoyarsk Territory: results, challenges, and development prospects

Abstract

The aim of this research is to develop methodological foundations for the digital transformation of general education, using the Krasnoyarsk Territory as an example, focusing on the development of teachers’ managerial competence and the enhancement of the educational process’s effectiveness. The article presents key theoretical and organizational principles of digital transformation within the context of state educational policy, identifies the main barriers to the implementation of digital technologies, and describes the principal regional competitive initiatives related to the digitalization of education. The scientific novelty of the study lies in the description of a model for an integrative digital educational ecosystem within the region, based on the interaction of key actors in the digital transformation process. Within this model, a special category of subjects is identified – leaders of digital transformations, who perform the functions of integrators and coordinators of digital changes, ensuring their sustainability and systematic nature. The research yielded results confirming that the systematic use of digital technologies contributes to increasing teachers’ professional mobility, improving the quality of the educational process, developing students’ sustained educational interest in studying various subjects, and fostering their methodological competencies.

References

  1. Аузан А. А., Мальцев А. А., Курдин А. А. Российское экономическое образование: образ ближайшего будущего // Вопросы экономики. 2023. № 10.
  2. Белова Е. Н. Управленческая компетентность руководителя как фактор развития инновационной деятельности в образовательном учреждении // Инновации в непрерывном образовании. 2010. № 1.
  3. Биленко П. Н., Блинов В. И., Дулинов М. В., Есенина Е. Ю., Кондаков А. М., Сергеев И. С. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / под науч. ред. В. И. Блинова. М., 2020.
  4. Блинов В. И. Цифровая дидактика: модный тренд или новая наука? // Профессиональное образование. Столица. 2019. № 3.
  5. Варламова Т. А., Гохберг Л. М., Озерова О. К. Образование в цифрах: 2023: краткий статистический сборник / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2023.
  6. Ефимов В. С., Лаптева А. В., Румянцев М. В. Наука и образование региона в экосистемной перспективе (на примере Красноярского края) // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23. № 3. https://doi.org/10.15826/umpa.2019.03.018
  7. Захарова Т. Б., Шаронова О. В. Интеграция формального, неформального и информального образования педагогических работников в условиях развития современной информационной образовательной среды // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Мытищи: Корпоративный университет развития образования, 2015. Вып. 2.
  8. Зимина Е. Ю. Управленческая компетентность педагога профессиональной школы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 13.
  9. Картукова А. А. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога // Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 19-21 декабря 2018 г.). СПб.: Международные образовательные проекты, 2019.
  10. Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта: учеб. пособие. М.: Наука, 2016.
  11. Колыхматов В. И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования // Ученые записки Университета имени П. Ф. Лесгафта. 2019. № 8 (174).
  12. Коршунова В. В., Абрамов А. Н., Шнайдер Ю. В. Модель формирования цифровой компетентности педагогов школы на основе научно-методического сопровождения // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 8. https://doi.org/10.30853/ped20240088
  13. Коршунова В. В., Бортновский С. В., Коршунова Д. С., Шнайдер Ю. В. Красноярский краевой опыт реализации федерального проекта «Школа Минпросвещения России» на основе модели партнерства «Школа – муниципалитет – ИПК – СПО – ВО» // Развитие региональных кластеров непрерывного образования педагогических кадров: материалы II Международного педагогического форума Енисейской Сибири (г. Красноярск, 16-17 ноября 2023 г.). Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2023.
  14. Куликова С. С., Яковлева О. В. Педагогическое управление в цифровой образовательной среде: вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 2.
  15. Лобкова Е. В., Ки-Юан А. А. Индикаторы прогресса в достижении стратегических целей цифровой трансформации ключевых отраслей региона: оценка промежуточных результатов // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2023. Т. 16. № 3.
  16. Мусалов М. А. Цифровая трансформация образования: проблемы, перспективы, правовые аспекты // Право и государство: теория и практика. 2021. № 1 (193).
  17. Новикова Е. Ю. Парадигмы электронного образования в России: подходы и практика // Право и образование. 2020. № 6.
  18. Уваров А. Ю., Гейбл Э., Дворецкая И. В., Заславский И. М., Карлов И. А., Мерцалова Т. А., Сергоманов П. А., Фрумин И. Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования: монография / ред. А. Ю. Уваров, И. Д. Фрумин. М.: Высшая школа экономики, 2019.
  19. Ульянова И. В. Педагогика XXI века: монография. М.: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2017.
  20. Хавенсон Т. Е., Котик Н. В., Королева Д. О. Цифровая технологическая готовность школьных учителей // Мониторинг экономики образования. 2020. № 8.
  21. Шихнабиева Т. Ш. Комплекс моделей и взаимосвязанных алгоритмов унифицированного прототипа интеллектуальной обучающей системы // Управление образованием: теория и практика. 2016. № 4 (24).
  22. Hatlevik I. K., Hatlevik O. E. The Study of the Relationship between Teachers’ ICT Self-effectiveness for Educational Purposes, Collegial Cooperation, Lack of Facilitation and the Use of ICT in Pedagogical Practice // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. No. 935. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00935

Author information

Sergey Vitalievich Bortnovsky

PhD

Siberian Federal University, Krasnoyarsk

Alexey Nikolaevich Abramov

Krasnoyarsk Regional Institute for Education Development

Daria Sergeevna Korshunova

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev

About this article

Publication history

  • Received: April 4, 2025.
  • Published: May 21, 2025.

Keywords

  • цифровая образовательная среда
  • цифровизация образования
  • профессиональное развитие педагогов
  • непрерывное образование
  • digital educational environment
  • digitalization of education
  • professional development of teachers
  • lifelong learning

Copyright

© 2025 The Author(s)
© 2025 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)