Цифровая трансформация общего образования в Красноярском крае: результаты, вызовы и перспективы развития
Аннотация
Целью исследования является разработка методических оснований цифровой трансформации общего образования на примере Красноярского края, направленных на развитие управленческой компетентности педагогов и повышение эффективности образовательного процесса. В статье представлены ключевые теоретические и организационные основы цифровой трансформации в контексте государственной образовательной политики, выделены основные барьеры внедрения цифровых технологий, описаны главные региональные конкурсные инициативы, связанные с цифровизацией образования. Научная новизна исследования заключается в описании модели интегративной цифровой образовательной экосистемы региона, основанной на взаимодействии ключевых акторов процесса цифровой трансформации. В рамках данной модели выделена особая категория субъектов – лидеры цифровых преобразований, которые выполняют функции интеграторов и координаторов цифровых изменений, обеспечивая их устойчивость и системность. В ходе исследования получены результаты, подтверждающие, что системное использование цифровых технологий способствует повышению профессиональной мобильности педагогов, улучшению качества образовательного процесса, развитию устойчивого образовательного интереса обучающихся к изучению различных предметов и формированию их методических компетенций.
Источники
- Аузан А. А., Мальцев А. А., Курдин А. А. Российское экономическое образование: образ ближайшего будущего // Вопросы экономики. 2023. № 10.
- Белова Е. Н. Управленческая компетентность руководителя как фактор развития инновационной деятельности в образовательном учреждении // Инновации в непрерывном образовании. 2010. № 1.
- Биленко П. Н., Блинов В. И., Дулинов М. В., Есенина Е. Ю., Кондаков А. М., Сергеев И. С. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / под науч. ред. В. И. Блинова. М., 2020.
- Блинов В. И. Цифровая дидактика: модный тренд или новая наука? // Профессиональное образование. Столица. 2019. № 3.
- Варламова Т. А., Гохберг Л. М., Озерова О. К. Образование в цифрах: 2023: краткий статистический сборник / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2023.
- Ефимов В. С., Лаптева А. В., Румянцев М. В. Наука и образование региона в экосистемной перспективе (на примере Красноярского края) // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23. № 3. https://doi.org/10.15826/umpa.2019.03.018
- Захарова Т. Б., Шаронова О. В. Интеграция формального, неформального и информального образования педагогических работников в условиях развития современной информационной образовательной среды // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Мытищи: Корпоративный университет развития образования, 2015. Вып. 2.
- Зимина Е. Ю. Управленческая компетентность педагога профессиональной школы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 13.
- Картукова А. А. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога // Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 19-21 декабря 2018 г.). СПб.: Международные образовательные проекты, 2019.
- Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта: учеб. пособие. М.: Наука, 2016.
- Колыхматов В. И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования // Ученые записки Университета имени П. Ф. Лесгафта. 2019. № 8 (174).
- Коршунова В. В., Абрамов А. Н., Шнайдер Ю. В. Модель формирования цифровой компетентности педагогов школы на основе научно-методического сопровождения // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 8. https://doi.org/10.30853/ped20240088
- Коршунова В. В., Бортновский С. В., Коршунова Д. С., Шнайдер Ю. В. Красноярский краевой опыт реализации федерального проекта «Школа Минпросвещения России» на основе модели партнерства «Школа – муниципалитет – ИПК – СПО – ВО» // Развитие региональных кластеров непрерывного образования педагогических кадров: материалы II Международного педагогического форума Енисейской Сибири (г. Красноярск, 16-17 ноября 2023 г.). Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2023.
- Куликова С. С., Яковлева О. В. Педагогическое управление в цифровой образовательной среде: вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 2.
- Лобкова Е. В., Ки-Юан А. А. Индикаторы прогресса в достижении стратегических целей цифровой трансформации ключевых отраслей региона: оценка промежуточных результатов // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2023. Т. 16. № 3.
- Мусалов М. А. Цифровая трансформация образования: проблемы, перспективы, правовые аспекты // Право и государство: теория и практика. 2021. № 1 (193).
- Новикова Е. Ю. Парадигмы электронного образования в России: подходы и практика // Право и образование. 2020. № 6.
- Уваров А. Ю., Гейбл Э., Дворецкая И. В., Заславский И. М., Карлов И. А., Мерцалова Т. А., Сергоманов П. А., Фрумин И. Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования: монография / ред. А. Ю. Уваров, И. Д. Фрумин. М.: Высшая школа экономики, 2019.
- Ульянова И. В. Педагогика XXI века: монография. М.: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2017.
- Хавенсон Т. Е., Котик Н. В., Королева Д. О. Цифровая технологическая готовность школьных учителей // Мониторинг экономики образования. 2020. № 8.
- Шихнабиева Т. Ш. Комплекс моделей и взаимосвязанных алгоритмов унифицированного прототипа интеллектуальной обучающей системы // Управление образованием: теория и практика. 2016. № 4 (24).
- Hatlevik I. K., Hatlevik O. E. The Study of the Relationship between Teachers’ ICT Self-effectiveness for Educational Purposes, Collegial Cooperation, Lack of Facilitation and the Use of ICT in Pedagogical Practice // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. No. 935. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00935
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 4 апреля 2025.
- Опубликована: 21 мая 2025.
Ключевые слова
- цифровая образовательная среда
- цифровизация образования
- профессиональное развитие педагогов
- непрерывное образование
- digital educational environment
- digitalization of education
- professional development of teachers
- lifelong learning
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»