• Научная статья
  • 21 мая 2025
  • Открытый доступ

Цифровая трансформация общего образования в Красноярском крае: результаты, вызовы и перспективы развития

Аннотация

Целью исследования является разработка методических оснований цифровой трансформации общего образования на примере Красноярского края, направленных на развитие управленческой компетентности педагогов и повышение эффективности образовательного процесса. В статье представлены ключевые теоретические и организационные основы цифровой трансформации в контексте государственной образовательной политики, выделены основные барьеры внедрения цифровых технологий, описаны главные региональные конкурсные инициативы, связанные с цифровизацией образования. Научная новизна исследования заключается в описании модели интегративной цифровой образовательной экосистемы региона, основанной на взаимодействии ключевых акторов процесса цифровой трансформации. В рамках данной модели выделена особая категория субъектов – лидеры цифровых преобразований, которые выполняют функции интеграторов и координаторов цифровых изменений, обеспечивая их устойчивость и системность. В ходе исследования получены результаты, подтверждающие, что системное использование цифровых технологий способствует повышению профессиональной мобильности педагогов, улучшению качества образовательного процесса, развитию устойчивого образовательного интереса обучающихся к изучению различных предметов и формированию их методических компетенций.

Источники

  1. Аузан А. А., Мальцев А. А., Курдин А. А. Российское экономическое образование: образ ближайшего будущего // Вопросы экономики. 2023. № 10.
  2. Белова Е. Н. Управленческая компетентность руководителя как фактор развития инновационной деятельности в образовательном учреждении // Инновации в непрерывном образовании. 2010. № 1.
  3. Биленко П. Н., Блинов В. И., Дулинов М. В., Есенина Е. Ю., Кондаков А. М., Сергеев И. С. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / под науч. ред. В. И. Блинова. М., 2020.
  4. Блинов В. И. Цифровая дидактика: модный тренд или новая наука? // Профессиональное образование. Столица. 2019. № 3.
  5. Варламова Т. А., Гохберг Л. М., Озерова О. К. Образование в цифрах: 2023: краткий статистический сборник / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2023.
  6. Ефимов В. С., Лаптева А. В., Румянцев М. В. Наука и образование региона в экосистемной перспективе (на примере Красноярского края) // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23. № 3. https://doi.org/10.15826/umpa.2019.03.018
  7. Захарова Т. Б., Шаронова О. В. Интеграция формального, неформального и информального образования педагогических работников в условиях развития современной информационной образовательной среды // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Мытищи: Корпоративный университет развития образования, 2015. Вып. 2.
  8. Зимина Е. Ю. Управленческая компетентность педагога профессиональной школы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 13.
  9. Картукова А. А. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога // Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 19-21 декабря 2018 г.). СПб.: Международные образовательные проекты, 2019.
  10. Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта: учеб. пособие. М.: Наука, 2016.
  11. Колыхматов В. И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования // Ученые записки Университета имени П. Ф. Лесгафта. 2019. № 8 (174).
  12. Коршунова В. В., Абрамов А. Н., Шнайдер Ю. В. Модель формирования цифровой компетентности педагогов школы на основе научно-методического сопровождения // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 8. https://doi.org/10.30853/ped20240088
  13. Коршунова В. В., Бортновский С. В., Коршунова Д. С., Шнайдер Ю. В. Красноярский краевой опыт реализации федерального проекта «Школа Минпросвещения России» на основе модели партнерства «Школа – муниципалитет – ИПК – СПО – ВО» // Развитие региональных кластеров непрерывного образования педагогических кадров: материалы II Международного педагогического форума Енисейской Сибири (г. Красноярск, 16-17 ноября 2023 г.). Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2023.
  14. Куликова С. С., Яковлева О. В. Педагогическое управление в цифровой образовательной среде: вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 2.
  15. Лобкова Е. В., Ки-Юан А. А. Индикаторы прогресса в достижении стратегических целей цифровой трансформации ключевых отраслей региона: оценка промежуточных результатов // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2023. Т. 16. № 3.
  16. Мусалов М. А. Цифровая трансформация образования: проблемы, перспективы, правовые аспекты // Право и государство: теория и практика. 2021. № 1 (193).
  17. Новикова Е. Ю. Парадигмы электронного образования в России: подходы и практика // Право и образование. 2020. № 6.
  18. Уваров А. Ю., Гейбл Э., Дворецкая И. В., Заславский И. М., Карлов И. А., Мерцалова Т. А., Сергоманов П. А., Фрумин И. Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования: монография / ред. А. Ю. Уваров, И. Д. Фрумин. М.: Высшая школа экономики, 2019.
  19. Ульянова И. В. Педагогика XXI века: монография. М.: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2017.
  20. Хавенсон Т. Е., Котик Н. В., Королева Д. О. Цифровая технологическая готовность школьных учителей // Мониторинг экономики образования. 2020. № 8.
  21. Шихнабиева Т. Ш. Комплекс моделей и взаимосвязанных алгоритмов унифицированного прототипа интеллектуальной обучающей системы // Управление образованием: теория и практика. 2016. № 4 (24).
  22. Hatlevik I. K., Hatlevik O. E. The Study of the Relationship between Teachers’ ICT Self-effectiveness for Educational Purposes, Collegial Cooperation, Lack of Facilitation and the Use of ICT in Pedagogical Practice // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. No. 935. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00935

Информация об авторах

Бортновский Сергей Витальевич

к. техн. н.

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Абрамов Алексей Николаевич

Красноярский краевой институт развития образования

Коршунова Дарья Сергеевна

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 апреля 2025.
  • Опубликована: 21 мая 2025.

Ключевые слова

  • цифровая образовательная среда
  • цифровизация образования
  • профессиональное развитие педагогов
  • непрерывное образование
  • digital educational environment
  • digitalization of education
  • professional development of teachers
  • lifelong learning

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)