• Original research article
  • July 7, 2025
  • Open access

Classification of terminology in the field of artificial intelligence in English-language railway news media as a basis for organizing the teaching of a foreign language for specific purposes at a transport university

Abstract

In this study, the authors derive key principles for classifying terminological vocabulary when teaching a foreign language for specific purposes and, based on these principles, develop a classification of terminology in the field of artificial intelligence (AI) in English-language railway mass media (news media) within railway-related texts, using English-language publications as an example. This aims to organize its effective assimilation in foreign language classes at a transport university. The scientific novelty of the study lies in the fact that, for the first time, based on English-language materials, it investigates and systematizes terminology in the field of AI in English-language railway news media, compiled taking into account key principles for classifying terminological vocabulary. Furthermore, it proposes a methodology for organizing its effective assimilation in the educational process. As a result of the research, the principles for compiling a classification are identified, and a classification of railway terminology is presented. Based on this classification, recommendations are made for organizing the process of terminology acquisition in English for specific purposes classes at a transport university.

References

  1. Апресян К. Г. Англоязычные термины-метафоры в финансовом дискурсе и особенности их передачи на русский и французский языки // Вопросы современной лингвистики. 2024. № 2. https://doi.org/10.18384/2949-5075-2024-2-110-121
  2. Бим И. Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. М.: Просвещение, 1988.
  3. Борходоева Л. А. Прагматический текст как средство формирования социокультурной компетенции студентов языкового вуза: автореферат дисс. ... к. пед. н. Улан-Удэ, 2002.
  4. Бушев А. Б. Концепция цифровой неориторики // Язык: мультидисциплинарность научного знания. 2025. № 8.
  5. Глаголев А. Б. Особенности преподавания иностранного языка при подготовке кадров для разработки и обеспечения эксплуатации интеллектуальных транспортных Систем // Интеллектуальные транспортные системы: материалы II Международной научно-практической конференции, Москва, 25 мая 2023 года. М.: Российский университет транспорта, 2023. https://doi.org/10.30932/9785002182794-2023-673-679
  6. Глухов Г. В. Прагма-коммуникативные функции словообразовательной компрессии в современном немецком языке: автореф. дисс. … к. филол. н. Мн., 1992.
  7. Епифанцева Н. Г. Классификационная характеристика номинаций типов судов на материале английского, французского и русского языков // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2023. № 2. https://doi.org/10.18384/2310-712X-2023-2-41-53
  8. Звягина А. И. Транспортный дискурс: определение, характеристика и языковое оформление // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2009. Вып. 39. № 43 (181).
  9. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М. − Воронеж: Московский психолого-социальный институт; МОДЭК, 2001.
  10. Кабанова Н. В. Индивидуальный терминологический словарь как способ формирования лексической компетенции при обучении деловому английскому в техническом вузе (уровень В1-В2+) // XXIX Державинские чтения: материалы Всероссийской научной конференции, Тамбов, 14-18 октября 2024 года. Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, 2024.
  11. Карнась А. А. Тематическая классификация терминологии сферы индустрии туризма (на материале русского и английского языков) // Современный ученый. 2021. № 2.
  12. Кечерукова М. А. Прагматический текст в методике обучения иностранным языкам // Научный диалог. 2016. № 5 (53).
  13. Комарова А. И. Создание глоссария глагольных словосочетаний географического ESP: теория и практика // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. № 2. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-2023-2-01-07
  14. Кометиани Е. А. Аттрактивная функция терминов в заголовках англоязычных, франкоязычных, русскоязычных текстов железнодорожной тематики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2021. № 4. https://doi.org/10.18384/2310-712X-2021-4-75-84
  15. Кометиани Е. А. Структурно-коммуникативная характеристика аббревиатуры в заголовках франкоязычных, англоязычных, русскоязычных текстов железнодорожной тематики // Вестник филологических наук. 2024. Т. 4. № 3.
  16. Кометиани Е. А., Сосунова Г. А. Прагматический аспект терминов в заголовках текстов железнодорожной тематики // Роль и место лингвокультурной адаптации художественного текста в теории и практике перевода. Переводческие стратегии и тактики. М.: Московский государственный областной университет, 2022.
  17. Левандровская Н. В. Модель персонифицированного обучения терминологической лексике в рамках дисциплины «Авиационный английский язык» // Актуальные вопросы современной науки и практики: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, Уфа, 21 декабря 2019 года. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр “Вестник науки”», 2019. Т. 2. Ч. 2.
  18. Ляхова Е. Г. Обучение иностранному языку в неязыковом вузе как процесс формирования билингвальной картины мира в рамках компетентностного и контекстного подходов // Обзор педагогических исследований. 2022. Т. 4. № 1.
  19. Ляхова Е. Г. Полимодальность восприятия в коммуникативных гештальт-ситуациях при обучении устной речи на английском языке будущих специалистов интеллектуальных транспортных систем // Интеллектуальные транспортные системы: материалы III Международной научно-практической конференции, Москва, 30 мая 2024 года. М.: Российский университет транспорта (МИИТ), 2024. https://doi.org/10.30932/9785002446094-2024-892-899
  20. Ляхова Е. Г. Условия формирования билингвальной профессиональной картины мира обучающихся иностранному языку в неязыковом вузе // Актуальные проблемы филологии, переводоведения и лингводидактики в системе современного гуманитарного знания: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной юбилею доктора филологических наук, профессора Труновой Ольги Владимировны, Барнаул, 15 апреля 2022 года. Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2022.
  21. Позвонкова В. С. Тематическая классификация военно-химической терминологии английского языка // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2023. № 3. https://doi.org/10.15593/2224-9389/2023.3.4
  22. Ракитина С. В. Терминотворчество автора научного текста как средство отражения когнитивно-дискурсивных характеристик его языковой личности // Русистика и современность: коллективная монография. Астрахань: Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, 2024.
  23. Соловьева А. Е. Английская военно-авиационная терминология: специфика и механизм отбора при обучении авиационному английскому языку // Проблемы и современные пути развития образования в области аэронавигации: сборник материалов V Всероссийской педагогической научно-методической конференции, Сызрань, 24 мая 2020 года / под ред. А. Н. Моисеева. Сызрань: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020.
  24. Туарменская А. В. Уровни фразеологизации на примере английских устойчивых выражений военной терминосистемы // Когнитивные исследования языка. 2024. № 4 (60).
  25. Финикова И. В. Функциональный спектр терминологических единиц // Вопросы когнитивной лингвистики. 2012. № 1 (30).
  26. Цветкова Т. К. Обучение иностранному языку на основе закономерностей формирования билингвизма: монография. М.: Издательство «Спутник +», 2021.
  27. Шарипов А., Каримова Ф. Б. Прагматическая заданность газетных заголовков (на материале английских газет) // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2015. № 2 (43).

Author information

Elena Alexandrovna Kometiani

PhD

Russian University of Transport, Moscow

Elena Georgievna Liakhova

PhD

Russian University of Transport, Moscow

About this article

Publication history

  • Received: June 15, 2025.
  • Published: July 7, 2025.

Keywords

  • обучение иностранному языку в неязыковом вузе
  • принципы классификации иноязычной терминологии
  • усвоение терминологической лексики
  • железнодорожный дискурс
  • прагма-коммуникативная функция
  • искусственный интеллект
  • билингвальное сознание
  • смысловой перевод
  • teaching a foreign language at a non-linguistic university
  • principles of classifying foreign language terminology
  • acquisition of terminological vocabulary
  • railway discourse
  • pragma-communicative function
  • artificial intelligence
  • bilingual consciousness
  • semantic translation

Copyright

© 2025 The Author(s)
© 2025 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)