• Научная статья
  • 30 апреля 2018
  • Открытый доступ

ИСПОЛНИТЕЛЬСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Н. М. КОЛПАКОВОЙ (К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ ТРАДИЦИЙ ПИАНИЗМА В ТАМБОВСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ)

Аннотация

Работа посвящена постановке темы и проблематике изучения региональной фортепианной традиции, а также замечательному педагогу - Н. М. Колпаковой, которая является носительницей лучших традиций музыкальной педагогики и фортепианного исполнительства. В статье рассмотрена теория вопроса, предлагающая варианты понимания термина «фортепианная школа». Указаны перспективные аспекты и алгоритмы изучения преемственных связей фортепианного исполнительства. Выявлены новые факты харьковского периода творчества Н. М. Колпаковой. Прослежены преемственные связи региональной музыкальной педагогики с наследием музыкальной культуры Тамбовского края.

Источники

  1. Алексеев А. Д. Русские пианисты. Очерки и материалы по истории пианизма / под ред. А. Николаева. М. - Л.: Гос. муз. изд-во, 1948. 314 с.
  2. Асафьев Б. В. Прокофьев - исполнитель // Асафьев Б. В. Избранное: очерки, статьи, рецензии. СПб.: Алетейя, 1993. С. 4-5.
  3. Байдалинов С. Н. Фортепианная школа А. Н. Есиповой и ее значение в современной музыкальной педагогике [Электронный ресурс]: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2000. 21 с. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-fortepiannaya-shkola-a-n-esipovoy-i-ee-znachenie-v-sovremennoy-muzykalnoy-pedagogike (дата обращения: 23.03.2018).
  4. Баренбойм Л. А. Николаев - основоположник ленинградской пианистической школы // Баренбойм Л. А. За полвека. Очерки. Статьи. Материалы. Л.: Советский композитор, 1989. С. 99-156.
  5. Белкин А. М. Сергей Рахманинов и Соломон Стариков, пересечение судеб [Электронный ресурс] // Белкин А. М. Тамбовский край навеки в сердце. Краеведческие очерки. Тамбов: Тамбовполиграфиздат, 2007. URL: http://www.tambovlib. ru/?view=books.belkin_starikov (дата обращения: 23.03.2018).
  6. Беркман Т. А. Н. Есипова. Жизнь, деятельность и педагогические принципы / под ред. и с предисл. Г. М. Когана. М. - Л.: Гос. муз. изд-во, 1948. 144 с.
  7. Бертенсон Н. В. Анна Николаевна Есипова: очерк жизни и деятельности. Л.: Гос. муз. изд-во, 1960. 151 с.
  8. Болотов Ю. В. Введение диссертации (часть автореферата) [Электронный ресурс] // Исполнительская и педагогическая деятельность А. Н. Есиповой в контексте отечественного фортепианного искусства: автореф. дисс. … к. искусствоведения. СПб., 2008. URL: http://www.dissercat.com/content/ispolnitelskaya-i-pedagogicheskaya-deyatelnost-esipovoi-v-kontekste-otechestvennogo-fortepi-0#ixzz53mOghMee (дата обращения: 28.03.2018).
  9. Бородин А. Б. Формирование понятия «фортепианная школа» у музыкантов-исполнителей в процессе профессионального вузовского образования: автореф. дисс. … к. пед. н. Екатеринбург, 2007. 24 с.
  10. Гольденвейзер А. Б. О музыкальном искусстве: сб. ст. / сост., общ. ред., вступ. статья и комм. Д. Д. Благого. М.: Музыка, 1975. 416 с.
  11. Гофман И. Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре / пер. с англ.; вступ. статья и примеч. Г. М. Кагана. М.: Гос. муз. изд-во, 1961. 234 с.
  12. Гуральник Н. П. Развитие украинской фортепианной школы в ХХ ст. Музыкально-просветительские традиции и методические ориентиры // Ars inter Culturas. 2013. № 2. S. 43-59.
  13. Кононова Е. В. Пианистическая культура Харькова последней трети XIX - начала XX столетий: дисс. … к. искусствоведения. Киев, 1984. 174 с.
  14. Мальцев С. М. Метод Лешетицкого. СПб.: ВВМ, 2005. 224 с.
  15. Московкин В. М. К истории харьковского музыкального и драматического образования. Опыт систематического исследования (1910-1940 гг.) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/k-istorii-harkovskogo-muzykalnogo-obrazovaniya-opyt-sistematicheskogo-issledovaniya-1910-1940-gg-1 (дата обращения: 28.03.2018).
  16. Овчинников М. А. Фортепианное исполнительство и русская музыкальная критика XIX века: исследование. М.: Музыка, 1987. 196 с.
  17. Поздняковская Н. Н. О некоторых исполнительских и педагогических принципах школы А. Н. Есиповой: из воспоминаний об А. Н. Есиповой // Научно-методические записки Уральской консерватории. Свердловск: Уральский рабочий, 1957. Вып. 1. С. 79-88.
  18. Савшинский С. И. Леонид Владимирович Николаев: очерк жизни и творческой деятельности. Л.: Сов. композитор, 1960. 68 с.
  19. Цыпин Г. М. Элисо Вирсаладзе // Цыпин Г. М. Портреты советских пианистов: музыкально-критические статьи. М.: Сов. композитор, 1982. С. 180-186.

Информация об авторах

Долгушина Марионелла Юрьевна

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 24 марта 2018.
  • Опубликована: 30 апреля 2018.

Ключевые слова

  • авторская исполнительско-педагогическая концепция
  • фортепианная школа
  • преемственность исполнительско-педагогической традиции
  • региональная культура
  • исполнительская техника
  • author’s performing and pedagogical conception
  • piano school
  • continuity of performing and pedagogical tradition
  • regional culture
  • performing technique

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)