• Научная статья
  • 31 декабря 2018
  • Открытый доступ

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования связной речи дошкольников на этапе подготовки к школе. Общеизвестно, что период дошкольного детства характеризуется как время динамичного становления и развития фонетической, лексической, грамматической сторон родной речи. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы продуктивной речевой деятельности. Умение дошкольников создавать собственные высказывания является своеобразным показателем уровня интеллектуального и социального развития ребенка. Неотъемлемым требованием, предъявляемым к любому речевому высказыванию, является соблюдение логичности как коммуникативного качества речи. Логичность речи обеспечивается рядом логических умений, основанных на логических операциях. В этой связи немаловажное значение приобретает обучение детей логическим операциям на этапе подготовки к школе. В данной статье предлагаются конкретные приемы работы по формированию элементарных логических умений у детей старшего дошкольного возраста.

Источники

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие. М.: Академия, 2000. 400 с.
  2. Бизикова О. А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: учебное пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. 93 с.
  3. Вершинина Н. В. Конструирование устных и письменных высказываний на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 1 (29). С. 57-60.
  4. Вершинина Н. В. Творческая самостоятельность как основа для формирования языковой личности младшего школьника // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 1 (21). С. 27-31.
  5. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
  6. Ишимова О. А., Худенко Е. Д., Шаховская С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей [Электронный ресурс]. URL: http://www.studmed.ru/ishimova-oa-hudenko-ed-shahovskaya-sn-razvitie-rechemyslitelnyh-sposobnostey-detey_9c558f4a6aa.html (дата обращения: 29.12.2018).
  7. Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций. Рыбинск: Филиал ЯГПУ, 2012. 71 с.
  8. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: ВЛАДОС, 2001. 356 с.
  9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1989. 720 с.
  10. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение, 1981. 111 с.
  11. Усова А. П. Обучение в детском саду [Электронный ресурс]. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/usova_obuchenie-v-detskom-sadu_1981/ (дата обращения: 29.12.2018).
  12. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. 256 с.

Информация об авторах

Вершинина Наталья Викторовна

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 10 ноября 2018.
  • Опубликована: 31 декабря 2018.

Ключевые слова

  • старший дошкольник
  • развитие речи
  • связная речь
  • логичность речи
  • логические операции
  • senior preschooler
  • speech development
  • coherent speech
  • speech consistency
  • logical operations

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)