• Научная статья
  • 31 декабря 2018
  • Открытый доступ

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ НА ЛИНГВОКОГНИТИВНОЙ ОСНОВЕ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

Аннотация

В статье рассматриваются особенности обучения иностранным языкам с использованием принципов и методов когнитивной лингвистики. В работе даются примеры успешного применения обучения английской грамматике, лексике, фразеологии на лингвокогнитивной основе. Приводятся методы и механизмы когнитивной лингвистики, привлечение которых позволяет повысить эффективность образовательного процесса, и указываются достоинства лингвокогнитивного обучения. Рассматривается ряд препятствий, стоящих на пути оптимизации занятий по иностранному языку, и предлагаются пути их преодоления.

Источники

  1. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебное пособие. М.: Слово/Slovo, 2000. 624 с.
  2. Barak M. From order to disorder: the role of computer-based electronics projects on fostering of higher-order cognitive skills // Computers & Education. 2005. № 45. Р. 231-243.
  3. Boers F., Lindstromberg S. Cognitive Linguistic Approaches to Teaching Vocabulary and Phraseology. Berlin: Mouton de Gruyter, 2008. 396 р.
  4. Coffey J. W. A meta-cognitive tool for courseware development, maintenance, and reuse // Computers & Education. 2007. № 45. Р. 548-566.
  5. Dijkstra K., Eerland A., Zijlmans J., Post L. S. Embodied cognition, abstract concepts, and the benefits of new technology for implicit body manipulation // Frontiers in Psychology. 2014. Vol. 5. Р. 1-8.
  6. Falck M. J. Linguistic theory and good practice: how cognitive linguistics could influence the teaching and learning of English prepositions // Språkdidaktik: Researching Language Teaching and Learning. Umeå, 2015. Р. 61-73.
  7. Giovanelli M. Teaching Grammar, Structure and Meaning. Exploring theory and practice for post-16 English language teachers. N. Y.: Routledge, 2015. 149 р.
  8. Hallberg D. Socioculture and Cognitivist Perspectives on Language and Communication Barriers in Learning // International Journal of Behavioral, Cognitive, Educational and Psychological Sciences. 2010. Vol. 2. Р. 111-120.
  9. Pacheco M., Gutierrez K. Cultural-Historical Approaches to Literacy Teaching and Learning // Breaking the Silence: Recognizing the Social and Cultural Resources Bring to the Classroom. Delaware, 2009. Р. 113-145.
  10. Rosch E. Principles of Categorization. Berkeley: University of California, 1978. 25 р.
  11. Ungerer F., Schmid H. J. An Introduction to Cognitive Linguistics. Harlow: Pearson Education, 1996. 396 р.
  12. Veliz L. A route to the teaching of polysemous lexicon: benefits from cognitive linguistics and conceptual metaphor theory // International Journal of Applied Linguistics & English Literature. 2017. Vol. 7. № 1. Р. 211-217.
  13. Yang X. An Analysis of Discourses in CLT from Sociocultural Theory Perspective // Theory and Practice in Language Studies. 2016. Vol. 6. № 1. Р. 194-198.

Информация об авторах

Мотов Сергей Владимирович

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина; Университет Уэстерн Иллинойс

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 ноября 2018.
  • Опубликована: 31 декабря 2018.

Ключевые слова

  • лингвокогнитивный подход
  • когнитивная лингвистика
  • методика обучения иностранным языкам
  • коммуникативная компетенция
  • лингвокультура
  • linguo-cognitive approach
  • cognitive linguistics
  • methods of teaching foreign languages
  • communicative competence
  • linguistic culture

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)