• Научная статья
  • 31 декабря 2018
  • Открытый доступ

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Аннотация

В статье обосновывается сущность самоактуализации педагога как осознанной и управляемой деятельности, что становится возможным при рассмотрении данного феномена с точки зрения личностно-деятельностного подхода. Автор характеризует ведущие взаимосвязанные компоненты самоактуализации, среди которых - цель, мотивы, предмет (индивидуально-личностный потенциал), субъективные и объективные условия, структурная организация процесса. Особое внимание уделяется дихотомии цели как интегрирующему фактору всей системы, а также самоорганизации, обеспечивающей эффективность самоактуализации педагога и обучающихся.

Источники

  1. Артемьева Т. И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности // Психология формирования и развития личности / ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1981. С. 67-87.
  2. Леонтьев А. Н. Психологическая теория деятельности // Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. С. 94-261.
  3. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2014. 352 с.
  4. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
  5. Рыбакова Н. А. Самоактуализация преподавателя в профессиональной деятельности: вопросы теории и практики: монография. М.: Изд. ЧОУВО «МУ им. С. Ю. Витте», 2017. 132 с.
  6. Селезнева Е. В. Грани самоосуществления: от самоотношения к самореализации: монография. М. - Берлин: Директ-Медиа, 2015. 404 с.

Информация об авторах

Рыбакова Надежда Алексеевна

Московский университет имени С. Ю. Витте

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 ноября 2018.
  • Опубликована: 31 декабря 2018.

Ключевые слова

  • самоактуализация
  • личность
  • деятельность
  • педагог
  • обучающийся
  • потенциал
  • субъектность
  • личностно-деятельностный подход
  • self-actualization
  • personality
  • activity
  • teacher
  • student
  • potential
  • subjectivity
  • person-centred approach

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)