• Научная статья
  • 31 декабря 2018
  • Открытый доступ

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД КАК СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме качественных методов исследования и возможности их применения для изучения эмоционально-психической сферы первокурсников на начальном этапе обучения в университете. В ходе исследования были показаны релевантность и информативность такого качественного метода исследования, как феноменологический, который помогает узнать и проанализировать переживания и эмоции индивидуумов, а также опыт, приобретенный ими после испытанных эмоций. Результаты исследования позволяют дать рекомендации административным работникам школ и вузов для улучшения профориентационной работы, проводимой среди старшеклассников, а также обратить внимание родителей на психологическую подготовку их детей к обучению в вузе.

Источники

  1. Барсукова М. И. Коммуникативная компетенция врача как фактор предупреждения рисков в общении с пациентом // Проблемы речевой коммуникации. 2014. Вып. 1. С. 124-133.
  2. Васильева Л. Н. О коммуникативной компетентности будущих врачей // Медицинская психология в России. 2013. T. 5. № 5. DOI: 10.24411/2219-8245-2013-15160.
  3. Голендухина М. И. Роль самоорганизации студентов-первокурсников медицинского вуза в адаптационный период // Новая наука: проблемы и перспективы. 2016. № 6: в 2-х ч. Ч. 2. С. 46-48.
  4. Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980. 440 с.
  5. Клюева Н. В., Дорфман Л. Я. Феноменологический метод исследования в консультационной психологии: методологический анализ // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2008. № 33. С. 46-50.
  6. Козырева А. С. Феноменологический метод и движение опыта // Vita Cogitans: альманах. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. Вып. 3. C. 105-122.
  7. Наумова Е. В. Проявление высокого уровня коммуникативной компетенции в речи врача // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. А. Кормилицыной. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2013. Вып. 13. С. 64-78.
  8. Ряскин К. А., Ряскина Д. А., Фертикова Т. Е. К вопросу об адаптивности обучающихся в школе и медицинском вузе // Молодежный инновационный вестник. 2016. Т. 5. № 1. С. 410-411.
  9. Улановский А. М. Феноменологическое описание в психологии [Электронный ресурс]. URL: http://hpsy.ru/public/x825.htm (дата обращения: 17.10.2018).
  10. Ходжаян А. Б., Гевандова М. Г., Маяцкая Н. К., Савченко В. В. Проблемы адаптации первокурсников к обучению в медицинском университете // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2: в 3-х ч. Ч. 2. С. 389-392.
  11. Cabrales R. A. Towards a Concept of Communicative Competence in Health: a qualitative study in medical residents [Электронный ресурс]. URL: http://www.tuningjournal.org/article/view/77/128 (дата обращения: 17.10.2018).
  12. Moran D. Introduction to Phenomenology. L. - N. Y.: Routledge, 2000. 550 p.
  13. Smith D. W., Thomasson A. Phenomenology and philosophy of mind [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199272457.001.0001 (дата обращения: 05.10.2018).
  14. Wouda J. C., Wiel H. B. M. van de. The communication competency of medical students, residents and consultants // Patient Education and Counseling. 2012. Vol. 86. Iss. 1. Р. 57-62.

Информация об авторах

Торубарова Ирина Ивановна

Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 23 октября 2018.
  • Опубликована: 31 декабря 2018.

Ключевые слова

  • качественные методы исследования
  • феноменологический метод
  • студенты-первокурсники
  • медицинский университет
  • эмоции и переживания
  • профессионализм
  • qualitative research methods
  • phenomenological method
  • first-year students
  • medical university
  • emotions and feelings
  • professionalism

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)