• Научная статья
  • 31 декабря 2019
  • Открытый доступ

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ: АКТУАЛЬНЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

Аннотация

Статья раскрывает методологический потенциал использования третьего типа парадигмы образования с полноценным включением в образовательную деятельность инновационной культуры мышления. Без корректировки акцентов в механизмах мышления существенный рост качества получаемой аналитики останется недоступным, по мнению авторов. В исследовании установлены логические связи влияния различных факторов на формирование современной культуры мышления специалистов как средства повышения их профессионально-образовательного уровня, сформулированы рациональные подходы к преобразующим педагогическим воздействиям.

Источники

  1. Анисимов О. С. Культура и духовность в мышлении стратега: энциклопедия управленческих знаний. М.: Угрешская типография, 2012. 746 с.
  2. Анисимов О. С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М.: Экономика, 1991. 351 с.
  3. Анисимов О. С. Образование как путь соотнесенности мышления и деятельности с универсальными законами бытия: опыт рефлексивного анализа // Вестник Международной академии наук. Русская секция. 2012. № 1. С. 98-99.
  4. Анисимов О. С. Проблемы и пути формирования стратегического мышления в управленческой деятельности: методические рекомендации. М.: Рос. акад. менеджмента и агробизнеса, 2000. 32 с.
  5. Анисимов О. С., Глазачев О. С. Сущность понятия «здоровье» в рамках логико-методологического подхода // Вестник Международной академии наук. Русская секция. 2012. № 2. С. 6-12.
  6. Анисимов О. С., Глазачев С. Н. Экологическая культура: сущность и пути формирования в рамках профессионального образования // Вестник Международной академии наук. Русская секция. 2012. № 2. С. 14-25.
  7. Аристотель. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Мысль, 1976. Т. 1. 550 с.
  8. Астафьев Б. А. Мироздание (открытия, теории, гипотезы). М.: Наука, 2015. 612 с.
  9. Баркова Э. В. Проблема космизации человеческой деятельности в свете экофилософской парадигмы // Вестник МНЭПУ. 2019. Т. 1. № S. С. 215-217.
  10. Беляев М. И. Основы милогии. Краснознаменск: Зита-1, 1999. 416 с.
  11. Бердяев Н. А. Самопознание [Электронный ресурс]. URL: http://www.voskresensk.prihod.ru/users/25/1101525/editor_files/ file/Бердяев Н.А. Самопознание.pdf (дата обращения: 07.11.2019).
  12. Боулдинг К. Общая теория систем - скелет науки // Исследования по общей теории систем: сб. переводов с польского и английского. М.: Прогресс, 1969. С. 106-124.
  13. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление [Электронный ресурс]. URL: http://vernadsky.lib.ru/ e-texts/archive/thought.html (дата обращения: 07.11.2019).
  14. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат [Электронный ресурс]. URL: https://www.proza.ru/2011/08/30/384 (дата обращения: 07.11.2019).
  15. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики / пер. с нем.; под ред. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
  16. Гегель Г. В. Ф. Наука логики: в 3-х т. М.: Мысль, 1970. Т. 1. 501 с.
  17. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: в 3-х т. М.: Мысль, 1977. Т. 3. Философия духа. 470 с.
  18. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика. Мн.: Технопринт, 2000. 376 с.
  19. Гуссерль Э. Логические исследования: в 2-х т. М.: Акад. проект, 2011. Т. 1. Пролегомены к чистой логике. 253 с.
  20. Дзятковская Е. Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурные концепты. «Зеленые аксиомы». Трансдисциплинарность. М.: Образование и экология, 2015. 360 с.
  21. Ильенков Э. В. Идеальное [Электронный ресурс]. URL: https://libking.ru/books/nonf-/nonf-publicism/284091-evald-ilenkov-idealnoe.html (дата обращения: 07.11.2019).
  22. Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001. 198 с.
  23. Моисеев Н. Н. Экология и образование. М.: ООО «Юнисам», 1996. 190 с.
  24. Налимов В. В. Спонтанность сознания. М.: Парадигма; Акад. проект, 2011. 399 с.
  25. Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: Алгоритм, 2002. 492 с.
  26. Педагогическая деятельность: игротехническая парадигма: в 2-х т. / ред. О. С. Анисимов и др. М., 2009. Т. 1. 484 с.; Т. 2. 480 с.
  27. Пикалов Д. В. Глобальные вызовы и модели будущего // Вестник МНЭПУ. 2019. Т. 1. № S. С. 267-269.
  28. Поляков В. А., Колесник М. А. Инверсология. Кировоград: Полиграф-Сервис, 2015. 111 с.
  29. Поппер К. Р. Предположения и опровержения: рост научного знания. М.: АСТ, 2008. 638 с.
  30. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике. М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2002. 622 с.
  31. Смирнов Г. С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность. Иваново: Иван. гос. ун-т, 1998. 243 с.
  32. Степин В. С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10. С. 3-18.
  33. Субетто А. И. Ноосферный прорыв России в будущее в ХХI веке. СПб.: Астерион, 2010. 542 с.
  34. Сулима Е. Н. Глобальный социальный порядок постиндустриализма и процессы деонтологизации человеческого бытия // Ценности и смыслы. 2018. № 3 (55). С. 16-31.
  35. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 239 с.
  36. Тондл Л. Проблемы семантики. М.: Прогресс, 1975. 488 с.
  37. Флоренский П. А. Оправдание Космоса. СПб.: Изд-во Высш. гуманит. курсов, 1994. 217 с.
  38. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности: тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 118-126.
  39. Хайдеггер М. Что такое метафизика? М.: Акад. Проект, 2013. 288 с.
  40. Хомский Н. Язык и мышление // Публикации Отделения структурной и прикладной лингвистики. Серия монографий. М.: Изд-во МГУ, 1972. Вып. 2 / под ред. В. В. Раскина. С. 1-123.
  41. Чернышев С. Б. Смысл. Периодическая система его элементов. М.: МП «Первая образцовая тип.», 1993. 224 с.

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00322 А «Поликультурное проектирование экологического развития личности в цифровом образовании».

Информация об авторах

Глазачев Станислав Николаевич

Международная академия наук (Здоровье и экология), Русская секция

Анисимов Олег Сергеевич

Международная академия наук (Здоровье и экология), Русская секция

Гришаева Юлия Михайловна

Московский государственный областной университет

Шумилов Юрий Васильевич

Московский государственный областной университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 ноября 2019.
  • Опубликована: 31 декабря 2019.

Ключевые слова

  • методология образования
  • культура мышления
  • образовательная парадигма
  • личностный потенциал
  • рефлексивная самоорганизация
  • преобразующее образовательное воздействие
  • methodology of education
  • culture of thinking
  • educational paradigm
  • personal potential
  • reflexive self-organization
  • transformational educational influence

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)