• Original research article
  • December 31, 2019
  • Open access

EDUCATION AND CULTURE OF THINKING: RELEVANT METHODOLOGICAL DISCOURSE

Abstract

The article reveals the methodological potential of using the third type of the education paradigm, which fully includes culture of innovative thinking. In the authors’ opinion, improving the quality of analytical data inevitably requires shifting accents in the mechanisms of thinking. The paper identifies the mutual influence of different factors on the formation of modern specialists’ culture of thinking as a means to enhance their professional and educational level. Rational approaches towards transformational pedagogical influences are offered.

References

  1. Анисимов О. С. Культура и духовность в мышлении стратега: энциклопедия управленческих знаний. М.: Угрешская типография, 2012. 746 с.
  2. Анисимов О. С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М.: Экономика, 1991. 351 с.
  3. Анисимов О. С. Образование как путь соотнесенности мышления и деятельности с универсальными законами бытия: опыт рефлексивного анализа // Вестник Международной академии наук. Русская секция. 2012. № 1. С. 98-99.
  4. Анисимов О. С. Проблемы и пути формирования стратегического мышления в управленческой деятельности: методические рекомендации. М.: Рос. акад. менеджмента и агробизнеса, 2000. 32 с.
  5. Анисимов О. С., Глазачев О. С. Сущность понятия «здоровье» в рамках логико-методологического подхода // Вестник Международной академии наук. Русская секция. 2012. № 2. С. 6-12.
  6. Анисимов О. С., Глазачев С. Н. Экологическая культура: сущность и пути формирования в рамках профессионального образования // Вестник Международной академии наук. Русская секция. 2012. № 2. С. 14-25.
  7. Аристотель. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Мысль, 1976. Т. 1. 550 с.
  8. Астафьев Б. А. Мироздание (открытия, теории, гипотезы). М.: Наука, 2015. 612 с.
  9. Баркова Э. В. Проблема космизации человеческой деятельности в свете экофилософской парадигмы // Вестник МНЭПУ. 2019. Т. 1. № S. С. 215-217.
  10. Беляев М. И. Основы милогии. Краснознаменск: Зита-1, 1999. 416 с.
  11. Бердяев Н. А. Самопознание [Электронный ресурс]. URL: http://www.voskresensk.prihod.ru/users/25/1101525/editor_files/ file/Бердяев Н.А. Самопознание.pdf (дата обращения: 07.11.2019).
  12. Боулдинг К. Общая теория систем - скелет науки // Исследования по общей теории систем: сб. переводов с польского и английского. М.: Прогресс, 1969. С. 106-124.
  13. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление [Электронный ресурс]. URL: http://vernadsky.lib.ru/ e-texts/archive/thought.html (дата обращения: 07.11.2019).
  14. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат [Электронный ресурс]. URL: https://www.proza.ru/2011/08/30/384 (дата обращения: 07.11.2019).
  15. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики / пер. с нем.; под ред. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
  16. Гегель Г. В. Ф. Наука логики: в 3-х т. М.: Мысль, 1970. Т. 1. 501 с.
  17. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: в 3-х т. М.: Мысль, 1977. Т. 3. Философия духа. 470 с.
  18. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика. Мн.: Технопринт, 2000. 376 с.
  19. Гуссерль Э. Логические исследования: в 2-х т. М.: Акад. проект, 2011. Т. 1. Пролегомены к чистой логике. 253 с.
  20. Дзятковская Е. Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурные концепты. «Зеленые аксиомы». Трансдисциплинарность. М.: Образование и экология, 2015. 360 с.
  21. Ильенков Э. В. Идеальное [Электронный ресурс]. URL: https://libking.ru/books/nonf-/nonf-publicism/284091-evald-ilenkov-idealnoe.html (дата обращения: 07.11.2019).
  22. Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001. 198 с.
  23. Моисеев Н. Н. Экология и образование. М.: ООО «Юнисам», 1996. 190 с.
  24. Налимов В. В. Спонтанность сознания. М.: Парадигма; Акад. проект, 2011. 399 с.
  25. Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: Алгоритм, 2002. 492 с.
  26. Педагогическая деятельность: игротехническая парадигма: в 2-х т. / ред. О. С. Анисимов и др. М., 2009. Т. 1. 484 с.; Т. 2. 480 с.
  27. Пикалов Д. В. Глобальные вызовы и модели будущего // Вестник МНЭПУ. 2019. Т. 1. № S. С. 267-269.
  28. Поляков В. А., Колесник М. А. Инверсология. Кировоград: Полиграф-Сервис, 2015. 111 с.
  29. Поппер К. Р. Предположения и опровержения: рост научного знания. М.: АСТ, 2008. 638 с.
  30. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике. М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2002. 622 с.
  31. Смирнов Г. С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность. Иваново: Иван. гос. ун-т, 1998. 243 с.
  32. Степин В. С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10. С. 3-18.
  33. Субетто А. И. Ноосферный прорыв России в будущее в ХХI веке. СПб.: Астерион, 2010. 542 с.
  34. Сулима Е. Н. Глобальный социальный порядок постиндустриализма и процессы деонтологизации человеческого бытия // Ценности и смыслы. 2018. № 3 (55). С. 16-31.
  35. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 239 с.
  36. Тондл Л. Проблемы семантики. М.: Прогресс, 1975. 488 с.
  37. Флоренский П. А. Оправдание Космоса. СПб.: Изд-во Высш. гуманит. курсов, 1994. 217 с.
  38. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности: тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 118-126.
  39. Хайдеггер М. Что такое метафизика? М.: Акад. Проект, 2013. 288 с.
  40. Хомский Н. Язык и мышление // Публикации Отделения структурной и прикладной лингвистики. Серия монографий. М.: Изд-во МГУ, 1972. Вып. 2 / под ред. В. В. Раскина. С. 1-123.
  41. Чернышев С. Б. Смысл. Периодическая система его элементов. М.: МП «Первая образцовая тип.», 1993. 224 с.

Author information

Stanislav Nikolaevich Glazachev

International Academy of Science (Health and Ecology), Russian Section

Oleg Sergeevich Anisimov

International Academy of Science (Health and Ecology), Russian Section

Yuliya Mikhailovna Grishaeva

Moscow Region State University

Yurii Vasil'evich Shumilov

Moscow Region State University

About this article

Publication history

  • Received: November 1, 2019.
  • Published: December 31, 2019.

Keywords

  • методология образования
  • культура мышления
  • образовательная парадигма
  • личностный потенциал
  • рефлексивная самоорганизация
  • преобразующее образовательное воздействие
  • methodology of education
  • culture of thinking
  • educational paradigm
  • personal potential
  • reflexive self-organization
  • transformational educational influence

Copyright

© 2019 The Author(s)
© 2019 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)