• Научная статья
  • 31 декабря 2019
  • Открытый доступ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН И ЕГО СРЕДСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация

В статье анализируется понятие «педагогический дизайн» в отечественных и зарубежных исследованиях, а также предлагается его авторская интерпретация. Особое внимание уделяется средствам педагогического дизайна, условно названным визуальными, аудиальными, аудиовизуальными и предметно-пространственными. Они рассматриваются как соединение педагогических средств и средств дизайна на основе совокупности принципов (эффективное целеполагание, индивидуализация и нелинейность, комплексное воздействие на репрезентативные системы, рефлексивность и обратная связь, эстетизация). Автор описывает процесс создания одного из таких средств и эмпирически доказывает эффективность его использования в процессе формирования ценностных ориентаций старшеклассников.

Источники

  1. Бабурова И. В. Основные положения концепции воспитания ценностных отношений школьников в образовательном процессе // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2009. Т. 6. № 3. С. 63-67.
  2. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.
  3. Бережная И. Ф., Мазкина О. Б. Воспитание нравственных чувств подростков в музыкальном творческом коллективе. Воронеж: РИТМ, 2017. 129 с.
  4. Герчук Ю. Я. Художественная структура книги: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: РИП-холдинг, 2014. 212 с.
  5. Грецова А. П. Развитие познавательных способностей старшеклассников средствами педагогического дизайна: дисс. … к. пед. н. Саратов, 2016. 194 с.
  6. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 23 с.
  7. Клепикова А. Г. Подготовка будущего учителя к использованию педагогического дизайна в профессиональной деятельности: автореф. дисс. … к. пед. н. Белгород, 2009. 24 с.
  8. Ковалев Д. А. Педагогический дизайн: сущность и принципы // Опыт использования сетевых информационных технологий и систем в образовательной и научно-методической работе: сб. науч. тр. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2007. С. 133-137.
  9. Краснянский М. Н., Радченко И. М. Основы педагогического дизайна и создания мультимедийных обучающих аудио/видео материалов. Тамбов: ТГТУ; Педагогический интернет-клуб, 2006. 56 с.
  10. Кречетников К. Г. Педагогический дизайн и его значение для развития информационных образовательных технологий [Электронный ресурс]. URL: http://ito.edu.ru/2005/Troitsk/2/2-0-9.html (дата обращения: 26.02.2013).
  11. Медведев В. Ю. Научные аспекты дизайна: сборник статей. СПб.: СПГУТД, 2016. 365 с.
  12. Мельников В. А., Синицина И. А., Синицын И. А. Концептуальные основы педагогического дизайна: фрактально-резонансный подход // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 2 (24). С. 118-124.
  13. О стратегии национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗРФ). 2012. № 52. Ст. 7477.
  14. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413. URL: http://www.fgos.ru (дата обращения: 26.02.2019).
  15. Паркер Р. Как сделать красиво на бумаге. СПб.: Символ-Плюс, 2007. 384 с.
  16. Патаракин Е. Д. Педагогический дизайн социальной сети Scratch // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2013. № 2. C. 505-528.
  17. Психология и педагогика: учебник для вузов / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Юрайт; Высшее образование, 2010. 714 с.
  18. Райсханова Г. С., Досмагамбетова С. С. Педагогический дизайн образовательных ресурсов по химии в рамках обновления содержания школьного образования // Достижения молодых ученых: химические науки: тезисы III Всероссийской молодежной конференции (г. Уфа, 16-19 мая 2018 г.) / отв. ред. Р. М. Ахметханов. Уфа: РИЦ БашГУ, 2018. С. 46-49.
  19. Такушевич (Демидова) И. А. Great Britain All Around. СПб.: ЦПО, 2016. 152 с.
  20. Уваров А. Ю. Педагогический дизайн // Информатика. 2003. № 3. С. 1-32.
  21. Adee S. Tricksy type: How fonts can mess with your mind [Электронный ресурс]. URL: https://www.newscientist. com/article/mg21628962-600-tricksy-type-how-fonts-can-mess-with-your-mind/ (дата обращения: 05.10.2013).
  22. Dick W., Carey L., Carey J. O. The Systematic Design of Instruction. 5th ed. Boston, MA: Allyn & Bacon, 2000. 448 p.
  23. Gabriel J. Guidelines for Twenty-First Century Instructional Design and Technology Use: Technologies’ Influence on the Brain [Электронный ресурс]. URL: https://stars.library.ucf.edu/etd/4075 (дата обращения: 14.03.2016).
  24. Gagné R. M., Briggs L. J., Wager W. W. Principles of Instructional Design. N. Y.: Harcourt Brace Jovanovich College, 1992. 365 p.
  25. Gerlach V. S., Ely D. P. Teaching and Media: A Systematic Approach. 2nd ed. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice Hall, Inc., 1980. 420 p.
  26. Johari A., Chen C., Toh S. A Feasible Constructivist Instructional Development Model for Virtual Reality (VR)-Based Learning Environments: Its Efficacy in the Novice Car Driver Instruction of Malaysia // Educational Technology Research and Development. 2005. Vol. 53 (1). P. 111-123.
  27. Lauer S. A., Pentak S. Design basics. 8th ed. Boston: Wadsworth Cengage Learning, 2011. 320 p.
  28. Lebow D. Constructivist Values for Instructional Systems Design. Five Principles toward a New Mindset // Educational Technology Research and Development. 1993. Vol. 41 (3). P. 4-16.
  29. Merrill M. D., Drake L., Lacy M. J., Pratt J. Reclaiming instructional design // Educational Technology. 1996. Vol. 36. № 5. P. 5-7.
  30. Reigeluth Сh. Instructional-Design Theories and Models: in IV volumes. N. Y.: Routledge, 1999. Vol. II. A New Paradigm of Instructional Theory. 728 p.
  31. Reiser R. A. A History of Instructional Design and Technology. Part II: A History of Instructional Design // Educational Technology Research and Development. 2001. Vol. 49. № 2. P. 57-67.
  32. Richey R. Theoretical and Conceptual Bases of Instructional Design. N. Y.: Nichols Publishing, 1986. 227 p.
  33. Rowland G. Designing and Instructional Design // Educational Technology Research and Development. 1993. Vol. 41. № 1. P. 79-91.
  34. Smith P. L., Ragan T. J. Instructional Design. Hoboken, NJ: Wiley and Sons, 2005. 383 p.
  35. Willis J. A Recursive, Reflective Instructional Design Model Based on Constructivist-Interpretivist Theory // Educational Technology. 1995. Vol. 35 (6). P. 5-23.

Информация об авторах

Демидова Ирина Алексеевна

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 ноября 2019.
  • Опубликована: 31 декабря 2019.

Ключевые слова

  • педагогический дизайн
  • средства педагогического дизайна
  • принципы педагогического дизайна
  • образовательная среда
  • средства обучения
  • средства воспитания
  • формирование ценностных ориентаций старшеклассников
  • instructional design
  • instructional design tools
  • instructional design principles
  • learning environment
  • teaching tools
  • education tools
  • forming high school students’ moral values

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)