ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА: СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Аннотация
Статья посвящена выявлению основных характеристик эмоциональной компетентности педагога как фактора его профессиональной успешности. В отличие от существующих исследований, данный феномен рассматривается не столько в ключе психологических представлений, сколько с позиции компетентностного подхода и особенностей профессионально-педагогической деятельности. В результате автором формулируется собственное понимание сущности, структуры и содержания эмоциональной компетентности педагога. Особое внимание уделяется обоснованию ее внутриличностного аспекта.
Источники
- Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 с.
- Бусыгина Т. А. Развитие эмоциональной компетентности будущих учителей // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. Т. 10. № 6: в 2-х ч. Ч. 2. С. 103-108.
- Исаев И. Ф. Становление и развитие профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы в России: историко-педагогический контекст (1755-1917 гг.) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2010. № 6 (77). Вып. 5. С. 83-91.
- Компетентностный подход в образовательном процессе: монография / А. Э. Федоров, С. Е. Метелев, А. А. Соловьев, Е. В. Шлякова. Омск: Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012. 210 с.
- Крайнова Ю. Н. Место саногенной рефлексии в структуре эмоциональной компетентности педагога // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 2. С. 198-201.
- Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. С. 29-36.
- Манойлова М. А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов. Псков: ПГПИ, 2004. 60 с.
- Рыбакова Н. А. Развитие эмоционального интеллекта средствами музыки // Психология и психотехника. 2015. № 2. С. 150-158.
- Троянская С. Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании. Ижевск: Удмуртский университет, 2016. 176 с.
- Хакимова Е. К., Валеева Р. А. Эмоциональная компетентность в структуре профессиональной компетентности педагога-психолога [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12142 (дата обращения: 24.11.2019).
- Хуторской А. В. Компетентностный подход и методология дидактики. К 90-летию со дня рождения В. В. Краевского // Вестник Института образования человека. 2016. № 1. URL: https://docplayer.ru/60783261-Kompetentnostnyy-podhod-i-metodologiya-didaktiki-k-90-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-v-v-kraevskogo.html (дата обращения: 24.11.2019).
- Шабанов С., Алешина А. Эмоциональный интеллект. Российская практика. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 384 с.
- Шадриков В. Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия «Психология». 2006. № 1. С. 15-21.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 13 ноября 2019.
- Опубликована: 31 декабря 2019.
Ключевые слова
- эмоциональный интеллект
- эмоциональная компетентность
- педагог
- партнеры по взаимодействию
- внутриличностный и межличностный аспекты
- компоненты
- содержание
- emotional intellect
- emotional competence
- teacher
- communicative partners
- intrapersonal and interpersonal aspects
- components
- content
Copyright
© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»