• Original research article
  • December 31, 2019
  • Open access

TEACHER’S EMOTIONAL COMPETENCE: ESSENTIAL CHARACTERISTIC

Abstract

The article is devoted to identifying the basic characteristics of the teacher’s emotional competence as a factor of his professional success. Contrary to previous studies, this phenomenon is examined not in the psychological aspect but rather from the viewpoint of the competence-based approach and peculiarities of professional pedagogical activity. The author offers her own understandding of essence, structure and content of the teacher’s emotional competence. Special attention is paid to the justification of its intrapersonal aspect.

References

  1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 с.
  2. Бусыгина Т. А. Развитие эмоциональной компетентности будущих учителей // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. Т. 10. № 6: в 2-х ч. Ч. 2. С. 103-108.
  3. Исаев И. Ф. Становление и развитие профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы в России: историко-педагогический контекст (1755-1917 гг.) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2010. № 6 (77). Вып. 5. С. 83-91.
  4. Компетентностный подход в образовательном процессе: монография / А. Э. Федоров, С. Е. Метелев, А. А. Соловьев, Е. В. Шлякова. Омск: Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012. 210 с.
  5. Крайнова Ю. Н. Место саногенной рефлексии в структуре эмоциональной компетентности педагога // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 2. С. 198-201.
  6. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. С. 29-36.
  7. Манойлова М. А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов. Псков: ПГПИ, 2004. 60 с.
  8. Рыбакова Н. А. Развитие эмоционального интеллекта средствами музыки // Психология и психотехника. 2015. № 2. С. 150-158.
  9. Троянская С. Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании. Ижевск: Удмуртский университет, 2016. 176 с.
  10. Хакимова Е. К., Валеева Р. А. Эмоциональная компетентность в структуре профессиональной компетентности педагога-психолога [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12142 (дата обращения: 24.11.2019).
  11. Хуторской А. В. Компетентностный подход и методология дидактики. К 90-летию со дня рождения В. В. Краевского // Вестник Института образования человека. 2016. № 1. URL: https://docplayer.ru/60783261-Kompetentnostnyy-podhod-i-metodologiya-didaktiki-k-90-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-v-v-kraevskogo.html (дата обращения: 24.11.2019).
  12. Шабанов С., Алешина А. Эмоциональный интеллект. Российская практика. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 384 с.
  13. Шадриков В. Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия «Психология». 2006. № 1. С. 15-21.

Author information

Nadezhda Alekseevna Rybakova

Moscow S. U. Witte University

About this article

Publication history

  • Received: November 13, 2019.
  • Published: December 31, 2019.

Keywords

  • эмоциональный интеллект
  • эмоциональная компетентность
  • педагог
  • партнеры по взаимодействию
  • внутриличностный и межличностный аспекты
  • компоненты
  • содержание
  • emotional intellect
  • emotional competence
  • teacher
  • communicative partners
  • intrapersonal and interpersonal aspects
  • components
  • content

Copyright

© 2019 The Author(s)
© 2019 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)