• Научная статья
  • 31 декабря 2019
  • Открытый доступ

ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИНЖЕНЕРА

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования методологической культуры современного инженера, являющейся важнейшей составляющей профессиональной культуры специалиста. Автор утверждает, что формирование методологической культуры должно осуществляться не только при помощи теоретических знаний, входящих в содержание спецдисциплин, но и на основе философского знания на уровне как бакалавриата, так и магистратуры. На первом уровне обучения в высшей школе онтологическая и гносеологическая проблематика общего курса философии позволит заложить фундаментальные основы методологической культуры инженера. Расширение и углубление методологической подготовки инженера на втором уровне может быть обеспечено благодаря философскому содержанию дисциплины «Методология научных исследований».

Источники

  1. Агранович Б. Л., Чучалин А. И., Соловьев М. А. Инновационное инженерное образование // Инженерное образование. 2003. № 1. С. 11-14.
  2. Ауэр М., Добровска Д., Эдвардс А., Ликл Э. Перспективы развития инженерного образования с позиций IGIP // Высшее образование в России. 2013. № 2. С. 39-45.
  3. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. 240 с.
  4. Гобозов И. А. Кризис современной эпохи и философия постмодернизма // Философия и общество. 2000. № 2. С. 80-98.
  5. Гурье Л. И., Сагитова Н. С. и др. Проектирование методологической культуры инженера в технологическом университете / под ред. Л. И. Гурье. Казань: Изд-е Казанского государственного технологического университета, 2006. 324 с.
  6. Жукова О. И. Современное общество и место в нем человека // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 300: в 3-х ч. Ч. 1. С. 47-50.
  7. Иванова С. В. Методологические проблемы философии образования и дидактики в эпоху «перемен» // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2015. № 4. С. 18-29.
  8. Муратова И. А., Осинцева Н. В. Проблемы современного высшего образования в контексте социальной философии // Манускрипт. 2019. Т. 12. Вып. 10. С. 167-170.
  9. Новиков А. М. Методология образования. М.: Эгвес, 2006. 488 с.
  10. Об утверждении программ кандидатских экзаменов [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 октября 2007 г. № 274. URL: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/92031/ (дата обращения: 04.09.2019).
  11. Постников С. Н. Сквозная модель магистерской подготовки в инженерной области // Высшее образование в России. 2016. № 2 (198). С. 46-53.
  12. Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект. Речь по случаю вручения премии имени Адорно, учрежденной городом Франкфурт-на-Майне, 1980 [Электронный ресурс]. URL: https://litresp.ru/chitat/ru/Х/habermas-yurgen/politicheskie-raboti/1 (дата обращения: 01.10.2019).
  13. Хомский Н. Образование: кому и зачем? Лекция, прочитанная 8 февраля 2012 года в Университете штата Аризона [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?reload=9&v=oj9VqXtg1cg (дата обращения: 30.08.2019).

Информация об авторах

Сарпова Ольга Васильевна

Тюменский индустриальный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 ноября 2019.
  • Опубликована: 31 декабря 2019.

Ключевые слова

  • современное общество
  • высшее образование
  • инженерное образование
  • методологическая культура
  • учебные программы
  • бакалавриат
  • магистратура
  • принципы дидактики высшей школы
  • философия
  • modern society
  • higher education
  • engineering education
  • methodological culture
  • curricula
  • Bachelor’s degree course
  • Master’s degree course
  • didactic principles of higher school
  • philosophy

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)