Механизмы формирования доверия между субъектами образовательного процесса в обществе риска и неопределённости
Аннотация
Цель исследования - рассмотреть механизмы формирования доверия между субъектами образовательного процесса в обществе риска и неопределенности. В статье авторы описали основные подходы к пониманию доверия, предприняли попытку осмысления его роли во взаимоотношениях субъектов образовательного процесса, обосновали уровни, показатели сформированности межличностного деперсонифицированного, межличностного персонифицированного и институционального доверия, зафиксировали педагогические условия, способствующие повышению уровня доверия между субъектами образовательного процесса. Научная новизна заключается в уточнении механизмов формирования доверия с учетом современных тенденций в институте образования. В результате проведенного эмпирического исследования подтверждена значимость доверительных отношений между субъектами образовательного процесса для повышения качества образования и преодоления непонимания в обществе риска и неопределенности.
Источники
- Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. М.: Логос, 2010. 248 с.
- Данилова Ю. Ю. Доверие в старшем подростковом возрасте в связи с индивидуально-личностными характеристиками и социальной ситуацией развития: автореф. дисс. … к. психол. н. СПб., 2018. 26 с.
- Дорофеев В. А. Взаимосвязь доверия и понимания у участников образовательного процесса школы // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 3. С. 163-168.
- Захарова И. В. Доверие к педагогу как фактор его воспитательного влияния // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2019. Т. 8. № 2 (30). С. 176-182.
- Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. 571 с.
- Мальцева А. П., Поляков С. Д., Семикашева И. А., Силакова М. М., Еремина Л. И. Социальное доверие как новое направление исследований в педагогике // Поволжский педагогический поиск. 2017. № 1 (19). С. 38-44.
- Симачева А. И. Взаимосвязь локуса в континууме «доверие - недоверие» с активностью жизненного самоосуществления: автореф. дисс. … к. психол. н. Томск, 2015. 23 с.
- Скрипкина Т. П. Доверительное пространство современной школы: эмпирическое исследование // Вестник Университета Российской академии образования. 2015. № 3. С. 51-61.
- Скрябина Л. С. Педагогические условия формирования доверительных взаимоотношений между учителем и учащимися: автореф. дисс. … к. пед. н. Уфа, 2006. 22 с.
- Токарева С. Б., Голубь О. В. Деформация институционального доверия в современном образовательном пространстве: причины и проявления // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2015. № 4 (30). С. 134-138.
- Тутова Е. А. Доверие в системе «учитель - ученик» как основа управленческого воздействия // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 11. Ч. 1. С. 168-171.
- Штомпка П. Доверие - основа общества. М.: Логос, 2016. 440 c.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 20 апреля 2020.
- Опубликована: 30 июня 2020.
Ключевые слова
- межличностное деперсонифицированное доверие
- межличностное персонифицированное доверие
- институциональное доверие
- педагогические условия
- субъекты образовательного процесса
- общество риска и неопределенности
- interpersonal depersonified trust
- interpersonal personified trust
- institutional trust
- pedagogical conditions
- educational process subjects
- society of risk and uncertainty
Copyright
© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»