• Научная статья
  • 30 июня 2020
  • Открытый доступ

Механизмы формирования доверия между субъектами образовательного процесса в обществе риска и неопределённости

Аннотация

Цель исследования - рассмотреть механизмы формирования доверия между субъектами образовательного процесса в обществе риска и неопределенности. В статье авторы описали основные подходы к пониманию доверия, предприняли попытку осмысления его роли во взаимоотношениях субъектов образовательного процесса, обосновали уровни, показатели сформированности межличностного деперсонифицированного, межличностного персонифицированного и институционального доверия, зафиксировали педагогические условия, способствующие повышению уровня доверия между субъектами образовательного процесса. Научная новизна заключается в уточнении механизмов формирования доверия с учетом современных тенденций в институте образования. В результате проведенного эмпирического исследования подтверждена значимость доверительных отношений между субъектами образовательного процесса для повышения качества образования и преодоления непонимания в обществе риска и неопределенности.

Источники

  1. Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. М.: Логос, 2010. 248 с.
  2. Данилова Ю. Ю. Доверие в старшем подростковом возрасте в связи с индивидуально-личностными характеристиками и социальной ситуацией развития: автореф. дисс. … к. психол. н. СПб., 2018. 26 с.
  3. Дорофеев В. А. Взаимосвязь доверия и понимания у участников образовательного процесса школы // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 3. С. 163-168.
  4. Захарова И. В. Доверие к педагогу как фактор его воспитательного влияния // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2019. Т. 8. № 2 (30). С. 176-182.
  5. Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. 571 с.
  6. Мальцева А. П., Поляков С. Д., Семикашева И. А., Силакова М. М., Еремина Л. И. Социальное доверие как новое направление исследований в педагогике // Поволжский педагогический поиск. 2017. № 1 (19). С. 38-44.
  7. Симачева А. И. Взаимосвязь локуса в континууме «доверие - недоверие» с активностью жизненного самоосуществления: автореф. дисс. … к. психол. н. Томск, 2015. 23 с.
  8. Скрипкина Т. П. Доверительное пространство современной школы: эмпирическое исследование // Вестник Университета Российской академии образования. 2015. № 3. С. 51-61.
  9. Скрябина Л. С. Педагогические условия формирования доверительных взаимоотношений между учителем и учащимися: автореф. дисс. … к. пед. н. Уфа, 2006. 22 с.
  10. Токарева С. Б., Голубь О. В. Деформация институционального доверия в современном образовательном пространстве: причины и проявления // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2015. № 4 (30). С. 134-138.
  11. Тутова Е. А. Доверие в системе «учитель - ученик» как основа управленческого воздействия // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 11. Ч. 1. С. 168-171.
  12. Штомпка П. Доверие - основа общества. М.: Логос, 2016. 440 c.

Информация об авторах

Петраш Елена Александровна

Псковский государственный университет

Мануйлова Екатерина Андреевна

Московский центр качества образования

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 20 апреля 2020.
  • Опубликована: 30 июня 2020.

Ключевые слова

  • межличностное деперсонифицированное доверие
  • межличностное персонифицированное доверие
  • институциональное доверие
  • педагогические условия
  • субъекты образовательного процесса
  • общество риска и неопределенности
  • interpersonal depersonified trust
  • interpersonal personified trust
  • institutional trust
  • pedagogical conditions
  • educational process subjects
  • society of risk and uncertainty

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)