• Научная статья
  • 31 августа 2020
  • Открытый доступ

Управление качеством инклюзивного образования на основе концепции универсального дизайна в обучении

Аннотация

Цель данного исследования заключается в выявлении особенностей процесса управления качеством инклюзивного образования на основе концепции универсального дизайна в обучении. В статье отражается точка зрения авторов на определение, сущность управления качеством инклюзивного образования. Кроме того, показано различие между понятиями «специальное образование» и «инклюзивное образование». Осуществлен анализ текущего состояния процесса управления качеством инклюзивного образования, выявлены основные «проблемные зоны». Научная новизна исследования заключается в уточнении содержания понятий «управление качеством», «универсальный дизайн в обучении» для инклюзивного образования, определении диагностического инструментария для оценки управления качеством инклюзивного образования на основе концепции универсального дизайна в обучении. В результате проанализирована сущность понятия «инклюзивное образование» и определено, что ведущую роль в решении актуальных проблем управления качеством инклюзивного образования может сыграть использование принципов универсального дизайна в обучении детей с особыми образовательными потребностями.

Источники

  1. Волосникова Л. М., Чимаров В. М., Малярчук Н. Н. К вопросу о теории и практике инклюзивного образования // Валеология. 2015. № 1. С. 37-42.
  2. Головинская Е. Ю. Универсальный дизайн в образовании // Синдром Дауна. XXI век. 2017. № 2. С. 46-50.
  3. Информационная справка «Инклюзивное и специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» 2018-2019 учебный год [Электронный ресурс]. URL: https://admtyumen.ru/ogv_ru/society/edu_science/more.htm?id=11367988@cmsArticle (дата обращения: 27.04.2020).
  4. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]: принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 г. № 61/106. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 10.04.2020).
  5. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 18.04.2020).
  6. Малофеев Н. Н. Модернизация системы специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции // Интегративные тенденции современного специального образования: материалы международной науч.-практ. конференции. М.: Полиграф Сервис, 2003. С. 12-29.
  7. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 03.03.2020).
  8. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 12.04.2020).
  9. Общая численность инвалидов по группам инвалидности [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/1-1.doc (дата обращения: 12.04.2020).
  10. Тамарская Н. В. Особенности управления инклюзивным образованием в образовательной организации // Научный альманах. 2015. № 7 (9). С. 487-490.
  11. Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. 448 с.
  12. Шамова Т. И., Третьяков П. И. и др. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. пед. учебных заведений. М.: Академия, 2002. 384 с.
  13. Bunch G. O. Inclusion: How to: Essential Classroom Strategies. Toronto: Inclusion Press, 1999. 146 p.
  14. Defining Quality in Education [Электронный ресурс]: A paper presented by UNICEF at the meeting of The International Working Group on Education. URL: https://www.right-to-education.org/sites/right-to-education.org/files/resource-attachments/UNICEF_Defining_Quality_Education_2000.PDF (дата обращения: 30.06.2020).
  15. Haug P. Understanding inclusive education: Ideals and reality // Scandinavian Journal of Disability Research. 2017. Vol. 19. № 3. P. 206-217.
  16. Massouti A. Inclusion and Policy Enactment in Teacher Education: A Focus on Pre-service Teacher Preparation for the Inclusive Classroom: Monograph. University of Western Ontario, 2019. 188 p.
  17. McGhie-Richmond D., Sung A. N. Applying Universal Design for Learning to Instructional Lesson Planning // International Journal of Whole Schooling. 2013. Vol. 9. № 1. P. 43-59.
  18. Theoharis G., Causton-Theoharis J. Preparing pre-service teachers for inclusive classrooms: Revising lesson-planning expectations // International Journal of Inclusive Education. 2011. Vol. 15. № 7. P. 743-761.
  19. Universal Design for Learning (UDL) [Электронный ресурс]. URL: http://www.udlcenter.org/aboutudl/udlguidelines/downloads (дата обращения: 13.05.2020).

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 19-013-00373 «Академическая мобильность студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях трансформации высшего образования».

Информация об авторах

Ковязина Екатерина Сергеевна

Тюменский государственный университет

Волосникова Людмила Михайловна

к. ист. н.

Тюменский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 мая 2020.
  • Опубликована: 31 августа 2020.

Ключевые слова

  • управление качеством инклюзивного образования
  • диагностический инструментарий
  • концепция универсального дизайна
  • специальное образование
  • дети с особыми образовательными потребностями
  • inclusive education quality management
  • diagnostic tools
  • conception of universal design for learning
  • special education
  • children with special educational needs

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)