• Научная статья
  • 31 августа 2020
  • Открытый доступ

Развитие креативной компетентности будущего учителя иностранных языков на основе специальных упражнений

Аннотация

Цель исследования - разработка специальных упражнений для развития креативной компетентности будущих учителей иностранных языков. В статье доказывается необходимость развития креативной компетентности будущих педагогов, проводится анализ данного понятия, предлагаются упражнения на иностранном языке. Научная новизна работы состоит в уточнении понятия «креативная компетентность учителя иностранных языков», определении условий формирования креативной компетентности в педагогическом вузе, разработке упражнений на иностранном языке с целью развития креативной компетентности обучающихся по направлению «Педагогическое образование». В результате исследования разработаны специальные упражнения на иностранном языке, которые позволяют не только формировать иноязычную коммуникативную компетентность, но и способствовать развитию креативной компетентности будущих учителей иностранных языков.

Источники

  1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2002. 318 с.
  2. Боно Э. Шесть шляп мышления / пер. с англ. Мн.: Попурри, 2006. 208 с.
  3. Брякова И. Е. Креативная компетентность педагога - новый вектор развития образования [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnaya-kompetentnost-pedagoga-novyy-vektor-razvitiya-obrazovaniya (дата обращения: 21.05.2020).
  4. Бужинская Н. В. Особенности развития творческого мышления студентов в процессе информационно-технологической подготовки // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2017. № 2 (6). С. 11-14.
  5. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. С. 433-456.
  6. Гильмутдинова Р. У. Креативная компетентность и ее структура [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnaya-kompetentnost-i-ee-struktura (дата обращения: 19.05.2020).
  7. Гусейнова М. Ш. Развитие творческой активности студентов в процессе изучения иностранного языка // Гуманитарные науки и образование. 2019. № 2 (38). С. 52-57.
  8. Кадакин В. В., Шукшина Т. И. Подготовка педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 3 (23). С. 93-99.
  9. Кизрина Н. Г., Янкина О. Е. Развитие креативного мышления студентов языковых профилей подготовки в процессе работы с художественными текстами // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 (78). Ч. 1. С. 202-205.
  10. Кизрина Н. Г., Янкина О. Е. Формирование умений речетворческой деятельности у студентов педагогического вуза языковых профилей подготовки [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-umeniy-rechetvorcheskoy-deyatelnosti-u-studentov-pedagogicheskogo-vuza-yazykovyh-profiley-podgotovki (дата обращения: 21.05.2020).
  11. Креативность как ключевая компетентность педагога: монография / под ред. М. М. Кашапова. Ярославль: Индиго, 2013. 392 с.
  12. Пимонова С. В. Психологические аспекты и условия креативности в студенческом возрасте. Ставрополь: АРГУС, 2004. 32 с.
  13. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. URL: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/trudovoe_pravo/professionalnyy-standart-pedagoga.html (дата обращения: 15.06.2020).
  14. Рожков М. И. Методика диагностики уровня творческой активности учащихся // Воспитательный процесс: изучение эффективности: метод. рекомендации / под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2000. С. 40-46.
  15. Соловьева О. В., Халилова Л. А. Креативность в структуре педагогического мышления будущих преподавателей высшей школы [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электронный научный журнал. 2010. № 2. URL: https://www.ppip.idnk.ru/index.php/-2-2010/6-2011-02-24-12-27-14/-2-2010/129-2011-05-16-10-49-27 (дата обращения: 21.05.2020).
  16. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения. М.: Гуманитарный издательский центр, 2000. 319 с.
  17. Шарипов Ф. В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза // Высшее образование сегодня. 2010. № 1. С. 72-76.
  18. Torrance E. P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth // Daedalus: Creativity and Learning. 1965. Vol. 94. № 3. P. 663-679.

Финансирование

Работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт») по теме: «Формирование креативной компетенции будущих учителей иностранных языков на основе специальных заданий».

Информация об авторах

Кизрина Наталья Геннадьевна

к. пед. н.

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 23 мая 2020.
  • Опубликована: 31 августа 2020.

Ключевые слова

  • креативная компетентность
  • учитель иностранного языка
  • педагогическое образование
  • иноязычная коммуникативная компетентность
  • специальные упражнения
  • creative competence
  • foreign language teacher
  • pedagogical education
  • foreign-language communicative competence
  • special exercises

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)