Развитие креативной компетентности будущего учителя иностранных языков на основе специальных упражнений
Аннотация
Цель исследования - разработка специальных упражнений для развития креативной компетентности будущих учителей иностранных языков. В статье доказывается необходимость развития креативной компетентности будущих педагогов, проводится анализ данного понятия, предлагаются упражнения на иностранном языке. Научная новизна работы состоит в уточнении понятия «креативная компетентность учителя иностранных языков», определении условий формирования креативной компетентности в педагогическом вузе, разработке упражнений на иностранном языке с целью развития креативной компетентности обучающихся по направлению «Педагогическое образование». В результате исследования разработаны специальные упражнения на иностранном языке, которые позволяют не только формировать иноязычную коммуникативную компетентность, но и способствовать развитию креативной компетентности будущих учителей иностранных языков.
Источники
- Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2002. 318 с.
- Боно Э. Шесть шляп мышления / пер. с англ. Мн.: Попурри, 2006. 208 с.
- Брякова И. Е. Креативная компетентность педагога - новый вектор развития образования [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnaya-kompetentnost-pedagoga-novyy-vektor-razvitiya-obrazovaniya (дата обращения: 21.05.2020).
- Бужинская Н. В. Особенности развития творческого мышления студентов в процессе информационно-технологической подготовки // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2017. № 2 (6). С. 11-14.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. С. 433-456.
- Гильмутдинова Р. У. Креативная компетентность и ее структура [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnaya-kompetentnost-i-ee-struktura (дата обращения: 19.05.2020).
- Гусейнова М. Ш. Развитие творческой активности студентов в процессе изучения иностранного языка // Гуманитарные науки и образование. 2019. № 2 (38). С. 52-57.
- Кадакин В. В., Шукшина Т. И. Подготовка педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 3 (23). С. 93-99.
- Кизрина Н. Г., Янкина О. Е. Развитие креативного мышления студентов языковых профилей подготовки в процессе работы с художественными текстами // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 (78). Ч. 1. С. 202-205.
- Кизрина Н. Г., Янкина О. Е. Формирование умений речетворческой деятельности у студентов педагогического вуза языковых профилей подготовки [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-umeniy-rechetvorcheskoy-deyatelnosti-u-studentov-pedagogicheskogo-vuza-yazykovyh-profiley-podgotovki (дата обращения: 21.05.2020).
- Креативность как ключевая компетентность педагога: монография / под ред. М. М. Кашапова. Ярославль: Индиго, 2013. 392 с.
- Пимонова С. В. Психологические аспекты и условия креативности в студенческом возрасте. Ставрополь: АРГУС, 2004. 32 с.
- Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. URL: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/trudovoe_pravo/professionalnyy-standart-pedagoga.html (дата обращения: 15.06.2020).
- Рожков М. И. Методика диагностики уровня творческой активности учащихся // Воспитательный процесс: изучение эффективности: метод. рекомендации / под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2000. С. 40-46.
- Соловьева О. В., Халилова Л. А. Креативность в структуре педагогического мышления будущих преподавателей высшей школы [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электронный научный журнал. 2010. № 2. URL: https://www.ppip.idnk.ru/index.php/-2-2010/6-2011-02-24-12-27-14/-2-2010/129-2011-05-16-10-49-27 (дата обращения: 21.05.2020).
- Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения. М.: Гуманитарный издательский центр, 2000. 319 с.
- Шарипов Ф. В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза // Высшее образование сегодня. 2010. № 1. С. 72-76.
- Torrance E. P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth // Daedalus: Creativity and Learning. 1965. Vol. 94. № 3. P. 663-679.
Финансирование
Работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт») по теме: «Формирование креативной компетенции будущих учителей иностранных языков на основе специальных заданий».
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 23 мая 2020.
- Опубликована: 31 августа 2020.
Ключевые слова
- креативная компетентность
- учитель иностранного языка
- педагогическое образование
- иноязычная коммуникативная компетентность
- специальные упражнения
- creative competence
- foreign language teacher
- pedagogical education
- foreign-language communicative competence
- special exercises
Copyright
© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»