• Научная статья
  • 31 августа 2020
  • Открытый доступ

Аспекты формирования культурных знаний в обучении студентов деловому общению на иностранном языке

Аннотация

Цель исследования - обоснование необходимости формирования культурных фоновых знаний и межкультурной компетенции у студентов при обучении деловому общению на иностранном языке. Статья посвящена изучению феномена культурных фоновых знаний, рассмотрению многочисленных трактовок данного понятия; описываются особенности формирования коммуникативной и межкультурной компетенций с применением данного вида знаний при обучении студентов деловому общению на иностранном языке. Процесс обучения деловой коммуникации реализуется через ситуации делового общения, рассмотренные авторами. Научная новизна данной работы заключается в анализе и теоретическом обобщении понятия «фоновые знания» в рамках процесса обучения деловой коммуникации, а также в методах отбора, моделирования и систематизации учебно-речевых ситуаций. В результате авторы статьи обобщают понятие фоновых знаний, дают собственное определение, приводят практические примеры учебно-речевых ситуаций делового общения.

Источники

  1. Ахманова О. С., Гюббенет И. В. «Вертикальный контекст» как филологическая проблема // Вопросы языкознания. 1977. № 1. С. 47-54.
  2. Барменкова О. И. Роль метода проектов в формировании личностных и метапредметных результатов средствами иностранного языка // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С. 50-52.
  3. Баукина С. А. Обучение коммуникативной тактике делового общения студентов экономического профиля: немецкий язык, неязыковой вуз: дисс. … к. пед. н. Саранск, 1999. 169 c.
  4. Валгина Н. С. Теория текста: учеб. пособие. М.: Логос, 2003. 173 с.
  5. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: Рус. яз., 1983. 320 с.
  6. Даричева М. В., Храменкова Д. Н. Технология использования приема коллажирования в процессе обучения английскому языку // Символ науки. 2016. № 6: в 2-х ч. Ч. 2. С. 129-131.
  7. Зельдович Б. З. Деловое общение: учеб. пособие. М.: Альфа-Пресс, 2007. 456 с.
  8. Каменская О. Л. Текст и коммуникация. М.: Высшая школа, 1990. 151 с.
  9. Комлев Н. Г. Иностранное слово в деловой речи: краткий словарь новых слов с переводом и толкованием. М.: МКДЦИ, 1992. 127 с.
  10. Левичева О. С. Компонентная структура системы современной коммуникации: дифференциация понятий // Коммуникативные исследования. 2014. № 1. С. 28-40.
  11. Макарова Е. А. Особенности формирования фоновых знаний студентов в изменяющемся образовательном пространстве // Российский психологический журнал. 2006. № 4. С. 45-59.
  12. Малкова И. Ю., Батраева О. М. Деловое общение. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2013. 118 с.
  13. ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата. Гуманитарные науки [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1/3 (дата обращения: 09.07.2020).
  14. Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. М.: Высш. шк., 1989. 236 с.
  15. Шабес В. Я. Событие и текст. М.: Высш. шк., 1989. 175 с.

Информация об авторах

Баукина Светлана Алексеевна

к. пед. н.

Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева, г. Саранск

Новикова Инна Валериевна

к. филос. н., доц.

Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева, г. Саранск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 28 августа 2019.
  • Опубликована: 31 августа 2020.

Ключевые слова

  • культурные фоновые знания
  • деловое общение
  • межкультурная компетенция
  • обучение иностранному языку
  • учебно-речевые ситуации
  • cultural background knowledge
  • professional communication
  • crosscultural competence
  • foreign language teaching
  • educational speech situations

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)