• Научная статья
  • 30 октября 2020
  • Открытый доступ

Высшая народная школа как пространство самоактуализации человека третьего возраста

Аннотация

Цель исследования - определить психолого-педагогические условия, способствующие самоактуализации человека третьего возраста в образовательном пространстве Высшей народной школы. В статье авторы описали основные подходы к определению понятий «самоактуализация», «третий возраст», уточнили сущность понятия «Высшая народная школа», обосновали социально-психологические, педагогические и социальные эффекты андрагогического взаимодействия субъектов, действующих в её образовательном пространстве. Научная новизна заключается в разработке организационно-методической системы образования людей третьего возраста, способствующей их самоактуализации с учетом современных тенденций образования взрослых. В результате проведенного эмпирического исследования подтверждена значимость образования в третьем возрасте для самоактуализации личности, выявлены психолого-педагогические условия организации данной деятельности и обоснована её оптимальная форма - Высшая народная школа.

Источники

  1. Вахромов Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации: учеб. пособие / Моск. пед. ун-т. М.: Междунар. пед. акад., 2001. 158 с.
  2. Вершловский С. Г. Андрагогика: учеб.-метод. пособие. СПб.: СПб АППО, 2014. 148 с.
  3. Вопросник самоактуализации личности // Журнал практического психолога. 1998. № 1. С. 65-75.
  4. Гордина О. В. Народная школа: ретроспектива, экстраполяция в современное социальное пространство Сибири: монография. Иркутск: ВСГАО, 2014. 152 с.
  5. Гордина О. В., Гордин А. И. Информальное и неформальное образование взрослых: вопросы теории и практики: монография. Иркутск: ВСГАО, 2010. 184 с.
  6. Денисенко М. Тихая революция // Отечественные записки. 2005. № 3. С. 16-31.
  7. Доброхлеб В. Г. Старение населения как фактор модели демографического перехода на примере современной России // Социологический альманах. 2012. № 3. С. 67-73.
  8. Казакова М. А. Понятие и сущность андрагогического взаимодействия в отечественных и зарубежных исследованиях // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. № 1. Ч. 1. С. 61-79.
  9. Леонтьев Д. А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 150-185.
  10. Литвинова Н. П. Тенденции и перспективы развития Высших народных школ // Человек и образование. 2010. № 4. С. 15-19.
  11. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/37/2 (дата обращения: 08.07.2020).
  12. Сухобская Г. С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики // Новые знания. 2002. № 4. С. 18-19.
  13. Урланис Б. Ц. Послесловие // Процесс старения населения. Демографические исследования. М.: Статистика, 1968. С. 357-360.
  14. Шадрина Т. В. Андрагогические подходы к обучению будущих специалистов сферы профессионального образования // Современное образование: традиции и инновации. 2015. № 1. С. 23-29.

Информация об авторах

Гордина Ольга Васильевна

к. пед. н., доц.

Иркутский государственный университет

Гордин Александр Иннокентьевич

к. пед. н., доц.

Иркутский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 июля 2020.
  • Опубликована: 30 октября 2020.

Ключевые слова

  • самоактуализация
  • третий возраст
  • Высшая народная школа
  • андрагогическое взаимодействие
  • психолого-педагогические условия
  • self-actualization
  • third age
  • Higher Public School
  • andragogic interaction
  • psychological and pedagogical conditions

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)