• Научная статья
  • 30 октября 2020
  • Открытый доступ

Информационно-методическая поддержка преподавателя в условиях дистанционного обучения иностранным языкам

Аннотация

Цель исследования - оказать информационно-методическую поддержку преподавателю вуза в перестройке учебного процесса по иностранным языкам (ИЯ) так, чтобы обеспечить максимальную эффективность быстрому массовому переходу к дистанционным формам обучения ИЯ. В статье рассматривается потенциал электронных образовательных ресурсов (ЭОР), используемых в высшем образовании, выделяются те из них, которые являются наиболее перспективными для организации обучения именно ИЯ, предлагается алгоритм разработки данных ЭОР для применения в условиях дистанционного обучения ИЯ. Научная новизна заключается в обосновании выбора интерактивных видеоматериалов и инфографики в качестве приоритетных ЭОР для организации дистанционного обучения ИЯ в современных условиях, а также в предоставлении методического алгоритма разработки и использования учебных материалов по ИЯ, созданных на основе данных ЭОР. Результатом исследования является насыщение когнитивной компоненты профессиональной компетентности преподавателя ИЯ актуальным знанием за счет расширения представлений о возможностях названных ЭОР и о методической целесообразности соблюдения определенных алгоритмов разработки учебных материалов на основе видеоматериалов и инфографики.

Источники

  1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Изд-е 3-е. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 608 с.
  2. Борытко Н. М. Система профессионального воспитания в вузе: учеб.-метод. пособие / науч. ред. Н. К. Сергеев. М.: АПКиПРО, 2005. 120 с.
  3. Велединская С. Б., Дорофеева М. Ю. Смешанное обучение: технология проектирования учебного процесса // Открытое и дистанционное образование. 2015. № 2. С. 12-19.
  4. Густяхина В. П., Попова Л. В. Интерактивные технологии в педагогическом образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 8 (197). С. 149-154.
  5. Кульневич С. В. Теоретические основы содержания самоорганизуемой воспитательной деятельности: автореф. дисс. … д. пед. н. Ростов-на-Дону, 1997. 39 с.
  6. Михайленко О. А., Ерохин М. Н. Реализация адаптивных возможностей цифрового видео в информационно-коммуникационной образовательной среде вуза // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина». 2011. № 4. С. 136-139.
  7. Никулина Т. В. Применение инфографики в учебном процессе подготовки магистров педагогики // Педагогическое образование в России. 2017. № 6. С. 92-97.
  8. Никулова Г. А., Подобных А. В. Средства визуальной коммуникации - инфографика и метадизайн // Образовательные технологии и общество. 2010. Т. 13. № 2. С. 369-387.
  9. Нужа И. В., Смирнова Н. В. ИКТ в обучении иностранному языку: от традиционного учебника к виртуальной обучающей среде // Современные информационные технологии и ИТ-образование: сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции: в 2-х т. / под общ. ред. В. Сухомлина. М.: МГУ, 2012. Т. 2. С. 230-239.
  10. Осатина А. И., Попова И. С. Инфографика как средство визуальной коммуникации // Электронный сборник статей по материалам ХХ Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия». Новосибирск: ООО «Аэтерна», 2014. № 5 (20). С. 38-47.
  11. Петросян Ж. В. МООК «Технология создания обучающего видеоконтента» [Электронный ресурс]. URL: https://mooc.vsu.ru/course/view.php?id=12 (дата обращения: 30.09.2020).
  12. Тевс Д. П., Подковырова В. Н., Апольских Е. И., Афонина М. В. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учеб.-метод. пособие. Барнаул: БГПУ, 2009. 189 с.
  13. Тимофеева У. В., Кайль Ю. А. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 05.06.2020).
  14. Титова С. В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика: учебное пособие. М.: П-Центр, 2009. 239 с.

Информация об авторах

Кузьмина Лариса Григорьевна

к. пед. н., доц.

Воронежский государственный университет

Петросян Жанна Вараздатовна

к. филол. н.

Воронежский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 июня 2020.
  • Опубликована: 30 октября 2020.

Ключевые слова

  • информационно-методическая поддержка
  • иностранные языки
  • дистанционное обучение
  • электронные образовательные ресурсы
  • интерактивные видеоматериалы
  • инфографика
  • informational and methodological assistance
  • foreign languages
  • distant learning
  • electronic educational resources
  • interactive video materials
  • infographics

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)