Методика обучения использованию научной речи курсантов военного вуза на занятиях по русскому языку как иностранному
Аннотация
Цель исследования - создание экспериментально проверенной методики обучения использованию научной речи курсантов военного вуза на занятиях по русскому языку как иностранному. В статье рассматриваются особенности работы по обучению научной речи на основных курсах на базе электронного учебного пособия, созданного на кафедре русского языка Военного университета. Научная новизна исследования выражается в том, что в нём разработана методика развития умений продуцирования устных и письменных научных текстов с применением игровой технологии. В результате разработанная методика по обучению научной речи позволила сформировать у иностранных военнослужащих предметную, лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенции, которые необходимы им в процессе обучения в университете.
Источники
- Абрамова Я. К. Смешанное обучение как инновационная образовательная технология // Перспективы развития информационных технологий. 2014. № 17. С. 115-119.
- Антипова И. А., Сидорова О. Ю. Система работы над профессионально ориентированной лексикой с курсантами военного вуза на занятиях по русскому языку как иностранному // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. № 3. С. 297-302. DOI: 10.30853/pedagogy.2020.3.4.
- Белоглазова Л. Б., Белоглазов А. А., Копылова П. А. Направления использования электронных средств в обучении научному стилю речи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2015. № 4. С. 33-41.
- Воронина М. В. «Перевёрнутый» класс - инновационная модель обучения // Открытое образование. 2018. № 5. С. 40-51.
- Зимина О. В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: теория, методика, практика. М.: МЭИ, 2003. 335 с.
- Иванова Т. М. Система упражнений на занятиях по русскому языку как иностранному (из опыта работы) // Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия «Филология, история, востоковедение». 2013. № 2 (49). С. 221-228.
- Изард К. Э. Различные точки зрения на природу и значение эмоций // Виноградова Е. Н. Русский язык для психологов: учебное пособие для иностранных учащихся первого курса факультетов психологии вузов России. М.: Рус. яз. Курсы, 2007. С. 162-163.
- Митрофанова О. Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. М.: Рус. яз., 1985. 128 с.
- Мотина Е. И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. М.: Рус. яз., 1988. 176 с.
- Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. М.: Академия, 2009. 192 с.
- Пенно М. А. Преимущества и недостатки электронных учебников [Электронный ресурс] // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. № S7. С. 46-50. URL: http://e-koncept.ru/2016/76090.htm (дата обращения: 20.10.2020).
- Писарь Н. В. Проблемы и перспективы обучения научному стилю речи иностранных студентов технического вуза в рамках дисциплины «Деловой иностранный язык (русский)» // Преподаватель ХХI век. 2016. № 4. С. 316-323.
- Скакунова В. А. Формирование информационно-коммуникационной компетентности у будущих учителей иностранного языка посредством веб-проектов: дисс. … к. пед. н. Тамбов, 2020. 190 с.
- Скорикова Т. П. Методические аспекты обучения научному стилю речи в неязыковом вузе // Гуманитарный вестник. 2015. № 5 (31). С. 7-9.
- Тлехурай М. К. Методические аспекты развития научной речи обучающихся нефилологических вузов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. № 2. С. 98-106.
- Токарева Т. Е. Русский язык. Основы речевой коммуникации: научная речь. М.: ВУ, 2016. 428 с.
- Токарева Т. Е. Русский язык. Основы речевой коммуникации: научная речь: электронное учебное пособие. М.: ВУ, 2016.
- Туана Е. Н., Смелкова И. Ю. Комплексный подход как современное требование к созданию учебника и учебного пособия по научному стилю речи для иностранных студентов неязыковых специальностей // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Общество. Коммуникация. Образование. 2018. № 1. С. 102-111.
- Хавронина С. А. Инновационный учебно-методический комплекс «Русский язык как иностранный». М.: РУДН, 2008. 198 с.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 30 октября 2020.
- Опубликована: 30 декабря 2020.
Ключевые слова
- обучение научной речи
- русский язык как иностранный
- иностранные военнослужащие
- электронное учебное пособие
- игровая технология
- teaching scientific speech
- Russian as a foreign language
- foreign military students
- electronic textbook
- game technology
Copyright
© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»