Формирование лингвопрагматической компетенции студентов вузов на практических занятиях по иностранному языку
Аннотация
Целью исследования является обоснование необходимости формирования лингвопрагматической компетенции студентов языковых и неязыковых специальностей вузов как неотъемлемой части коммуникативной компетенции, обеспечивающей успех межкультурного общения. В статье изучаются причины прагмалингвистических неудач, предлагается детальное лингвистическое описание компонентов компетенции и комплекс заданий, способствующих эффективному формированию лингвопрагматической компетенции на занятиях по практическому курсу иностранного языка как для языковых, так и неязыковых специальностей в вузах. Научная новизна исследования заключается в интегративном описании лингвопрагматической компетенции и создании модели ее формирования на практических занятиях по иностранному языку. В результате проведенного исследования автор определяет сущность лингвопрагматической компетенции, уточняет ее компонентный состав и приводит комплекс упражнений, способствующих формированию данной компетенции в процессе изучения иностранного языка в вузах.
Источники
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания иностранных языков). СПб.: Златоуст, 1999. 472 с.
- Арутюнова Н. Д. Прагматика // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. Изд-е 2-е. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. C. 389-390.
- Виссон Л. Русские проблемы в английской речи. Слова и фразы в контексте двух культур. Изд-е 3-е. М.: Р.Валент, 2005. 192 с.
- Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: Блиц; Cambridge University Press, 2001. 224 c.
- Лингвистическая прагматика: метод указ. и упр. Изд-е 2-е, доп. и перераб. / Перм. ун-т; сост. Е. М. Крижановская. Пермь: Пермский государственный национальный университет, 2016. 56 с.
- Норман Б. Ю. Лингвистическая прагматика (на материале русского и других славянских языков): курс лекций. Мн.: БГУ, 2009. 183 с.
- Сусов И. П. Лингвистическая прагматика. Винница: Нова Книга, 2009. 272 с.
- Celce-Murcia М., Olshtain E. Discourse and Context in Language Teaching: A Guide for Language Teachers. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. 280 p.
- Concise Encyclopedia of Pragmatics / ed. by J. Mey. L.: Elsevier, 1998. 1200 p.
- English Language. Description, Variation and Context / ed. by J. Culpeper. L.: Palgrave Macmillan, 2009. 718 p.
- Huang Yan. Pragmatics. Oxford: Oxford University Press, 2007. 346 p.
- Interlanguage Pragmatics / ed. by G. Kasper and Sh. Blum-Kulka. Oxford: Oxford University Press, 1993. 254 p.
- Larina T. V. What Do You Mean?: The Pragmatics of Intercultural Interaction and Communicative Styles. M.: Peoples’ Friendship University of Russia, 2010. 141 p.
- Matthews P. H. Oxford Concise Dictionary of Linguistics. Oxford: Oxford University Press, 2005. 410 p.
- Richards J. C., Schmidt R. W. Longman Dictionary of Language Teaching and Applied linguistics. 3rd ed. L.: Pearson Education, Limited, 2002. 596 p.
- The Common European Framework of Reference for Languages [Электронный ресурс]. URL: https://rm.coe.int/16802fc1bf (дата обращения: 10.01.2021).
- Trosborg A. Interlanguage Pragmatics. Requests, Complaints and Apologies. Berlin: Mouton de Gruyter, 1995. 582 p.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 10 января 2021.
- Опубликована: 10 марта 2021.
Ключевые слова
- лингвопрагматическая компетенция
- студенты вузов
- практические занятия
- иностранный язык
- коммуникативная компетенция
- linguo-pragmatic competence
- higher school students
- practical classes
- foreign language
- communicative competence
Copyright
© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»