• Научная статья
  • 10 марта 2021
  • Открытый доступ

Лингводидактический потенциал геопоэтических текстов в обучении русскому языку как иностранному (уровень В2-С1)

Аннотация

Целью исследования является анализ лингводидактических возможностей геопоэтических текстов дальневосточной литературы, используемых в качестве аутентичного материала, включающего региональный компонент, для обучения русскому языку как иностранному иностранных учащихся уровней В2-С1. В работе описываются особенности геопоэтического текста как разновидности художественного текста, рассматривается лингводидактический потенциал данного вида текстов для обучения русскому языку как иностранному, предлагаются варианты заданий по работе с геопоэтическим текстом на дотекстовом, текстовом и послетекстовом этапах. Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые обоснована учебная ценность геопоэтических текстов дальневосточных писателей и поэтов в содержательном и коммуникативном аспектах применительно к процессу преподавания русского языка как иностранного. В результате исследования доказана потенциальная эффективность геопоэтического текста в обучении русскому языку как иностранному с учетом регионального компонента.

Источники

  1. Абашев В. В. Русская литература Урала. Проблемы геопоэтики. Пермь: Изд-во Перм. гос. нац. исслед. ун-та, 2012. 140 с.
  2. Александрова-Осокина О. Н. Вопросы геопоэтики в современном литературоведении // Научный диалог. 2020. № 5. С. 216-241.
  3. Александрова-Осокина О. Н. Поэтика дальневосточного пейзажа в книге Н. М. Пржевальского «Путешествие в Уссурийском крае» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». 2019. № 3. С. 71-82.
  4. Выхованец Н. А. Региональный компонент как основа культуроориентированной методики преподавания РКИ // Ученые заметки Тихоокеанского государственного университета. 2015. Т. 6. № 4. С. 424-428.
  5. Гаврилина Л. М. Архитектоника локального сверхтекста культуры // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Философия». 2016. № 3. С. 104-111.
  6. Голуб Е. З. Аутентичные тексты в обучении чтению на уроках русского языка как иностранного // Этнокультурный и социолингвистический аспекты теории и практики преподавания языков / под ред. И. В. Будько. Мн.: БНТУ, 2015. С. 99-104.
  7. Долгих А. Н. Национально-региональный компонент в обучении русскому языку иностранных студентов начального этапа обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 2 (117). С. 67-71.
  8. Зиновьева М. Д. Национально-культурный потенциал художественного текста // Художественный текст как объект лингвострановедческого анализа и материал учебной работы / отв. ред. Т. И. Чернявская. М.: Ин-т русского языка им. А. С. Пушкина, 1997. С. 5-25.
  9. Иванова Т. А., Попова Т. И., Рогова К. А., Юрков Е. Е. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Второй уровень. Общее владение. М. - СПб.: Златоуст, 1999. 40 с.
  10. Киян О. Н. Аутентичность как методическая категория в обучении иностранному языку [Электронный ресурс]. URL: https://www.isuct.ru/conf/antropos/section/4/KIYAN.htm (дата обращения: 23.01.2021).
  11. Кулибина Н. В. Методика лингвострановедческой работы над художественным текстом. М.: Рус. яз., 1987. 143 с.
  12. Кулибина Н. В. О методическом аспекте двойственной природы художественного текста // Русское художественное слово. Многообразие литературоведческих и лингвометодических подходов: тезисы докладов междунар. конф. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 1996. С. 173-174.
  13. Кулибина Н. В. Художественный текст в лингвострановедческом осмыслении: монография. М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2000. 304 с.
  14. Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов-русистов (включенное обучение) / под ред. А. Н. Щукина. М.: Рус. яз., 1996. 231 с.
  15. Рачковская А. В. Художественный текст на занятиях по РКИ: критерии отбора и характер адаптации // Этнокультурный и социолингвистический аспекты теории и практики преподавания языков / под ред. И. В. Будько. Мн.: БНТУ, 2015. С. 121-131.
  16. Сид И. История понятия «геопоэтика» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2015. № 11 (722). С. 153-170.
  17. Титов Я. Н. Использование текстов с национально-региональным компонентом на занятиях русского языка как иностранного на примере учебного пособия «Знакомьтесь - Якутия» // Вестник научных конференций. 2016. № 9 (13). Ч. 6. С. 141-146.
  18. Хрестоматия по дальневосточной литературе / под общ. ред. С. И. Красноштанова. Хабаровск: Риотип, 1997. 429 с.

Информация об авторах

Васильева Татьяна Владимировна

Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Пучкова Елена Викторовна

Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 января 2021.
  • Опубликована: 10 марта 2021.

Ключевые слова

  • лингводидактический потенциал
  • геопоэтические тексты
  • обучение русскому языку как иностранному
  • дальневосточная литература
  • региональный компонент
  • linguo-didactic potential
  • geo-poetical texts
  • teaching Russian as a foreign language
  • Far Eastern literature
  • regional component

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)