• Научная статья
  • 10 марта 2021
  • Открытый доступ

Организация научно-исследовательской деятельности курсантов в рамках изучения русского языка как иностранного

Аннотация

Цель исследования - разработка моделей занятий при проведении научно-исследовательской работы в процессе обучения курсантов научной речи. В статье рассматриваются особенности работы в научной секции и подготовки к конференции на кафедре русского языка Военного университета. Научная новизна исследования заключается в том, что в нём представлены формы работы по продуцированию устных и письменных научных текстов с применением моделей «Ротация станций» и «Перевёрнутый класс». В результате использование данных моделей обучения при организации научно-исследовательской деятельности помогло сформировать у иностранных военнослужащих предметную, лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенции, которые необходимы им в процессе обучения в университете.

Источники

  1. Акаткина Е. Ф. Научный стиль речи: учебное пособие для иностранных студентов-филологов (базовый и I сертифицированный уровни). Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2014. 136 с.
  2. Алехин И. А., Тенитилов С. В., Сорокопуд Ю. В. Технологии профессионально ориентированного обучения: учебное пособие. М.: ВУ, 2009. 235 с.
  3. Андреев В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учебное пособие. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 500 с.
  4. Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б. Шаг школы в смешанное обучение. М.: Буки Веди, 2016. 279 с.
  5. Аникина О. В., Якименко Е. В. Обучение написанию научных статей на иностранном языке студентов неязыковых специальностей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 7 (37). С. 24-26.
  6. Антипова И. А., Сидорова О. Ю. Методика обучения использованию научной речи курсантов военного вуза на занятиях по русскому языку как иностранному // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. Вып. 6. С. 738-745. DOI: 10.30853/ped200160.
  7. Вербицкий А. А., Кофейникова Ю. Л. Проблема формирования метакогниций студента в контекстном образовании // Педагогика и психология образования. 2017. № 4. С. 118-130.
  8. Ершова Л. В., Норейко Л. Н. Научная статья как особый жанр текста и единица обучения РКИ // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2015. № 2. С. 36-39.
  9. Кондрашова О. А. Из опыта организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку в целях совершенствования языковой, речевой и коммуникативной компетентности у иностранных обучающихся // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Международной научной конференции. СПб.: Сатис, 2014. С. 325-327.
  10. Николаев А. М. Жанр научной рецензии в профессионально ориентированном обучении русскому языку как иностранному // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». 2007. № 1. С. 93-99.
  11. Ромашов В. М. Оптимизация обучения иностранных военнослужащих основам самостоятельной работы в военных вузах России // Вестник Военного университета. 2010. № 1. С. 42-45.
  12. Тищенко Н. Г. Учебно-научный текст в практике РКИ // Актуальные проблемы гуманитарных наук и образования в современном коммуникативном пространстве: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Н. Н. Сперанской. СПб.: С.-Петерб. гос. лесотехн. ун-т им. С. М. Кирова, 2016. С. 153-155.
  13. Токарева Т. Е. Русский язык. Основы речевой коммуникации: электронный учебник. М.: ВУ, 2017.
  14. Фатеева Ю. Г., Ефремова Н. В. Системный подход при изучении научного текста специальности как методологический прием изучения РКИ // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2015. № 16. С. 55-58.
  15. Якушенко Е. И., Величко Н. И., Гурьев Ю. В. Самостоятельная работа курсантов. СПб.: ВМИИ, 2005. 20 с.

Информация об авторах

Антипова Ирина Александровна

к. филол. н.

Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва

Сидорова Ольга Юрьевна

к. филол. н.

Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 января 2021.
  • Опубликована: 10 марта 2021.

Ключевые слова

  • научно-исследовательская деятельность
  • курсант
  • русский язык как иностранный
  • модель занятий
  • научная секция
  • конференция
  • scientific and research activity
  • military student
  • Russian as a foreign language
  • methodological model
  • conference section
  • conference

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)