• Научная статья
  • 10 марта 2021
  • Открытый доступ

Модель формирования военно-профессионального самоопределения учащихся в образовательной среде «Школа - военное учреждение высшего образования»

Аннотация

Целью исследования стало моделирование формирования военно-профессионального самоопределения учащихся в образовательной среде «Школа - военное учреждение высшего образования». В статье представлена педагогическая модель формирования военно-профессионального самоопределения учащихся в условиях партнерства образовательных учреждений разного уровня; выявлены педагогические условия, влияющие на формирование военно-профессионального самоопределения; уточнены методы исследования; обобщены результаты внедрения разработанной модели. Научная новизна исследования состоит в разработке модели формирования военно-профессионального самоопределения учащихся в образовательной среде «Школа - военное учреждение высшего образования». Основным результатом реализации педагогической модели стало повышение уровня профессионального самоопределения учащихся в условиях, созданных в ходе эксперимента.

Источники

  1. Амосов Н. М. Моделирование сложных систем. К.: Наукова думка, 1968. 88 с.
  2. Ахметов С. А., Аль-Окла В. А. Моделирование и инженерные расчеты физико-химических свойств углеводородных систем / под ред. Т. Г. Умергалина. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2003. 160 с.
  3. Балакирева Э. В. Профессиологические основы развития педагогического образования: методология и концепция: монография / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 184 с.
  4. Баяхметов С. У. Профессионально-личностное саморазвитие курсантов в образовательном процессе военного вуза: дисс. … к. пед. н. Омск, 2017. 223 с.
  5. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  6. Вербицкий А. А. Проблемные точки реализации компетентностного подхода // Педагогика и психология образования. 2012. № 2. С. 52-60.
  7. Дахин А. Н. Моделирование в педагогике // Идеи и идеалы. 2010. № 1. С. 11-20.
  8. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М. - Екатеринбург: Академический Проект; Деловая книга, 2003. 336 с.
  9. Ильина Н. Ф. Региональная система непрерывного педагогического образования: поиск инновационной концепции // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012. № 1. С. 25-31.
  10. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников ФГКВОУ ВО Дальневосточного высшего общевойскового командного училища: дополнение к Федеральному государственному общеобразовательному стандарту высшего профессионального образования. М.: МО РФ, 2016. 50 с.
  11. Климов Е. А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
  12. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. М.: Академия, 2004. 304 с.
  13. Ковалевич И. А., Адольф В. А. Интеграция образовательных ресурсов в системе «школа - вуз» // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 2. С. 122-127.
  14. Кононюк А. Е. Обобщенная теория моделирования. К.: Освіта України, 2012. 602 с.
  15. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / авт. колл. В. И. Блинов, И. С. Сергеев и др. М.: Федеральный институт развития образования; Перо, 2014. 38 с.
  16. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. М.: Академия, 2006. 394 с.
  17. Лодатко Е. А. Типология педагогических моделей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». 2014. № 1 (16). С. 126-128.
  18. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 312 с.
  19. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М. - СПб.: Нестор-История, 2014. 376 с.
  20. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта [Электронный ресурс]: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 22.04.2014 № 383 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2014 № 32878). URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=349416 (дата обращения: 19.02.2021).
  21. Попович А. Э. Профессиональное самоопределение старшеклассников в педагогическом процессе общеобразовательной школы: дисс. … д. пед. н. М., 2012. 511 с.
  22. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие. М. - Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального института; МОДЭК, 2002. 400 с.
  23. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. - Воронеж: Институт практической психологии; МОДЭК, 1996. 246 с.
  24. Пряжников Н. С., Пряжникова Б. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 480 с.
  25. Сериков В. В. Образование и личность: теория и практика проектирования пед. систем. М.: Логос, 1999. 271 с.
  26. Сластенин В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования: межвуз. сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина; под ред. В. А. Сластенина. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. С. 14-28.
  27. Товт С. С. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления курсантов военного вуза: дисс. … к. пед. н. Кострома, 2009. 169 с.
  28. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 56.05.04 «Управление персоналом (Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и приравненные к ним органы Российской Федерации)» по специализации № 5 «Применение специальных подразделений»: утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 года № 97-дсп.
  29. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (дата обращения: 20.02.2021).
  30. Философия науки: словарь основных терминов / под ред. С. А. Лебедева. М.: Академический Проект, 2006. 320 с.
  31. Чижакова Г. И. Теоретические основы становления и развития педагогической аксиологии: дисс. … д. пед. н. М., 1999. 330 c.
  32. Чистякова С. Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 1. С. 54-60.
  33. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1999. 286 с.
  34. Штофф В. А. Моделирование и философия. М. - Л.: Наука, 1966. 303 с.

Информация об авторах

Пасынкова Марина Александровна

Амурский государственный университет, Благовещенск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 10 сентября 2020.
  • Опубликована: 10 марта 2021.

Ключевые слова

  • формирование военно-профессионального самоопределения учащихся
  • педагогическая модель
  • образовательная среда
  • партнерство образовательных учреждений
  • forming schoolchildren’s professional self-determination
  • pedagogical model
  • educational environment
  • cooperation of educational institutions

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)