• Научная статья
  • 30 апреля 2021
  • Открытый доступ

Содержание иноязычного образования в вузе как средство развития интеллектуальной культуры личности будущих учителей

Аннотация

Цель исследования - теоретическое обоснование информационно-смыслового, вербально-содержательного, мотивационно-регулятивного, креативно-деятельностного, познавательного и ценностно-этического наполнения содержания иноязычного образования в вузе для развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата. В статье представлена разработка содержания иноязычного образования как средства комплексного и интегрированного развития интеллектуальной культуры будущего учителя. Научная новизна исследования заключается в выявлении и обосновании особенностей содержания иноязычного образования в вузе в соответствии с фундаментальными характеристиками и функциональными проявлениями подсистем интеллектуальной культуры личности будущих учителей как целевого ориентира интеллектуализации образования в высшей школе. В результате исследования обоснованы основные требования к отбору содержания иноязычного образования в вузе для обеспечения практической реализации целевого компонента развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования.

Источники

  1. Биболетова М. З., Ладыженская Н. В. Воспитательный потенциал предмета «Иностранный язык» // Иностранные языки в школе. 2015. № 3. С. 2-10.
  2. Бим И. Л. Содержание обучения иностранным языкам // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А. А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2010. С. 31-34.
  3. Бим И. Л., Садомова Л. В. Культурное пространство и новое содержание образования: размышления о взаимодействии факторов и механизмов: монография / ФГНУ «Институт содержания и методов обучения» Российской академии образования. М.: ЦСОТ, 2014. 140 с.
  4. Бондаревская Е. В. Антикризисная направленность современного воспитания // Педагогика. 2007. № 3. С. 3-14.
  5. Бондаревская Е. В. Проектирование инновационного пространства педагогического образования в федеральном университете // Педагогика. 2013. № 7. С. 31-42.
  6. Борзова Е. В. Иноязычное личностно ориентированное образование в старших классах средней школы. Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2009. 172 с.
  7. Борзова Е. В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе (курс лекций - часть 1, часть 2). Петрозаводск: Verso, 2007. 60 c.
  8. Борзова Е. В. Принципы обучения иностранным языкам в теории методики и в подготовке будущих учителей // Преподаватель XXI век. 2018. № 1. С. 132-138.
  9. Борзова Е. В. Технология интегрированного развития иноязычных речевых умений на занятиях в университете [Электронный ресурс] // Концепт: науч.-метод. электрон. журн. 2017. № S12. C. 17-20. URL: http://e-koncept.ru/2017/470148.htm (дата обращения: 28.10.2020).
  10. Володина О. В. Качество человека и качество образования неклассической педагогики XXI века // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 8 (112). С. 23-30.
  11. Володина О. В. Модель целевого компонента формирования интеллектуальной культуры бакалавра средствами иноязычного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 8 (151). С. 20-25.
  12. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Академия, 2013. 336 с.
  13. Егорова Г. И. Воспитательный и образовательный потенциал интеллектуальной культуры специалиста. Ведущие подходы и принципы функционирования // Ползуновский вестник. 2005. № 3. С. 45-55.
  14. Егорова Г. И. Технологии развития интеллектуальной культуры будущего специалиста. Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. 170 с.
  15. Колесникова И. А. Педагогическое вопрошание о человеке будущего [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век: электрон. журн. 2015. № 2 (10). URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2803 (дата обращения: 28.10.2020).
  16. Коротков А. М., Сергеев Н. К. Современный педагогический университет как центр пространства инноваций в социальном развитии региона // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 7 (120). С. 4-12.
  17. Краевский В. В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. № 2. С. 3-10.
  18. Махмутов М. И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления // Педагогика. 2001. № 10. С. 91-100.
  19. Мещерякова Е. В., Локтюшина Е. А. Образовательное пространство формирования профессиональной иноязычной компетентности управленческих кадров // Фундаментальные исследования. 2012. № 11: в 6-ти ч. Ч. 1. С. 79-83.
  20. Миняева Н. М. Самообразование студента в вузе в свете ключевых идей гуманитарных наук // Высшее образование сегодня. 2010. № 7. С. 49-54.
  21. Павлова Л. В. Развитие гуманитарной культуры студентов вуза: монография. М.: Академия естествознания, 2010. 303 с.
  22. Пассов Е. И. Содержание иноязычного образования как методическая категория // Иностранные языки в школе. 2007. № 6. C. 13-23.
  23. Сагатовский В. Н. Философские основания педагогической деятельности // Вестник высшей школы. 1987. № 1. С. 22-32.
  24. Сафонова В. В. Соизучение языков и культур в зеркале мировых тенденций развития современного языкового образования // Язык и культура. 2014. № 1 (25). С. 123-141.
  25. Сафонова В. В. Социокультурный подход: основные социально-педагогические и методические положения // Иностранные языки в школе. 2014. № 11. С. 2-13.
  26. Селезнева Н. А., Субетто А. И. Концепция подготовки кадров высшей квалификации по проблемам образования (магистр наук, кандидат наук, доктор наук в сфере образования) [Электронный ресурс]. URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001b/00161299.htm (дата обращения: 28.10.2020).
  27. Сериков В. В. Личностно-развивающая функция непрерывного образования [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век: электрон. журн. 2013. № 1. URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=1943 (дата обращения: 28.10.2020).
  28. Сериков В. В. О природе компетентностного образования // Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: теория, методология, технологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 11-12 ноября 2008 г.). М.: НОУ ВПО «СФГА», 2008. С. 26-32.
  29. Субетто А. И. Качество жизни и качество образования - главные акценты национальной идеи России XXI века и критерии государственной политики [Электронный ресурс]. URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001a/00160044.htm (дата обращения: 20.02.2021).
  30. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. 352 с.
  31. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

Информация об авторах

Володина Ольга Васильевна

к. пед. н., доц.

Петрозаводский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 декабря 2020.
  • Опубликована: 30 апреля 2021.

Ключевые слова

  • содержание иноязычного образования
  • интеллектуальная культура личности
  • будущие учителя
  • подсистема интеллектуальной культуры
  • интеллектуализация образования
  • вуз
  • content of foreign-language education
  • personal intellectual culture
  • future teachers
  • intellectual culture subsystem
  • intellectualisation of education
  • institution of higher education

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)